Из «Материалов по народным верованиям великороссов» (Глава II)
Колдуны и ведьмы
Гораздо в большей неприкосновенности, чем верования в духов, сохранились среди народа верования в существование людей, обладающих таинственными знаниями и способностями или находящихся в сношениях с нечистой силой. Насколько еще крепки (относительно) эти верования, указывает хотя бы то обстоятельство, что у нас самый обильный материал приходится именно на долю этих верований. Одиноко стоит заявление из Ра- ненбургского уезда о том, что верования в колдунов нет, но в знахарей некоторые верят. В огромном же большинстве случаев на вопрос о существовании колдунов получаем утвердительный ответ. Чуть ли не в каждом селении оказывается один или несколько колдунов, ведьм, знахарей. Прежде всего, их боятся, избегают сношений с ними и обращаются к ним лишь в случае необходимости (о чем ниже). Не только среди так называемого народа живы эти верования, но встречаются также среди интеллигенции и даже духовенства (которые, впрочем, несвободны часто и от тех верований, о которых говорилось до сих пор). При всем том часто отмечается, что колдунов, ведьм и знахарей в прежнее время было гораздо больше, чем теперь, так сам народ отмечает постепенное исчезновение своих древних верований. Причины уменьшения числа колдунов и ведьм выставляются различные: или «попы нашли от них заклятье», или «прежде жить было труднее, и поэтому находилось больше охотников с выгодой продать душу нечистому», или, наконец, «теперь много стало ученых людей, которые и предсказывают, когда ведро, когда погода».
Колдуны и ведьмы коренным образом отличаются от знахарей: первые получили свой дар от нечистого, вторые от Бога; первые существуют на зло, вторые на пользу людям. Сначала мы остановимся на верованиях в колдунов и ведьм, а затем перейдем к знахарям.
Есть предание, что колдуны и ведьмы завелись первоначально в Киеве и оттуда уже разбрелись по всей земле. Обыкновенно же происхождение их народ не связывает ни со своей колыбелью, ни с какою-либо другой местностью.
Колдуны, иначе ведьмаки, и ведьмы или бывают прирожденные, или же родятся обыкновенными людьми, но получают свое знание от другого колдуна, обыкновенно при его смерти. В одной и той же местности могут существовать обе категории колдунов и ведьм; чаще же существует только одна и именно последняя категория, другими словами, более распространенным является верование в преемственность колдовства и связанное с ним верование в то, что колдун не может умереть, не передав кому-нибудь своего знания. Как передает умирающий колдун свое знание, удобнее рассмотреть впоследствии, теперь же упомяну о способе, которым всякий желающий может получить от колдуна его чародейскую силу; для этого нужно снять с шеи крест, положить его под пятку и три раза отречься от Бога.
Что касается менее распространенного верования в прирожденных колдунов и ведьм, то таковыми считаются или родившиеся от колдуна, или незаконнорож- < денные от третьего поколения незаконнорожденных; по- > следние прямо родятся с хвостами.
Более распространенное верование в то, что колдун и ведьма получают свои дар не путем наследственности, а путем преемства, гармонирует с верованием в зависи мость их от нечистой силы; ввиду этой зависимости даже указывается невозможность колдуну родиться на свет уже колдуном: «нечистый не может погубить души невинного младенца». Узнать колдуна или ведьму по внешнему виду не легко (или даже невозможно), тем более что они стара ются не выдавать себя, ведут себя во всем так же, как и обыкновенные люди, напр., для отвода глаз исповеду ются и приобщаются. Несмотря на то, колдун любит при случае показать свою силу. По некоторым же чертам лица и характера удается заподозрить колдуна: он обык новенно необщителен, суров в обращении, обидчив; лицо колдуна обыкновенно некрасиво, со сросшимися бровя ми; глаза часто горят, как огонь; он не смотрит прямо, днем не любит показываться; или, наконец, он постоянно у всех чего-нибудь просит, но надо остерегаться удов летворять его просьбу, так как вместе с отдаваемой вещью можно отдать и свое счастье. Кроме таких примет, существуют еще некоторые способы узнать ведьму или колдуна. Для этого надо надеть на себя новое платье и под Светлый день идти к заутрене; проходя через изве стное (в данном селе) место, услышишь их голоса и увидишь их; затем, всякая ведьма непременно обернется, если ей показать сзади кукиш; если колдуну подать нож лезвием к сердцу, то он уйдет прочь с бранью; у ведьмы и ведьмака в глазах «ангели кверху ногами сдаются (кажутся)»1; наконец, колдунов можно узнать еще по тому, что колдун перед другим колдуном чернеет, а ведьм по тому, что они иногда ходят на четвереньках в одной сорочке и с распущенными волосами. К харак теристике колдунов и ведьм можно сказать, что они любят почет и не упускают случая показать свою силу без намека, конечно, на то, что она от нечистого. Оборотнями являются почти исключительно ведьмы; с одной стороны, у нас есть свидетельство о том, что колдун может явиться в виде собаки, кошки, свиньи, но, с другой стороны, другое свидетельство говорит, что колдун (не ведьма) не может переменить своего человеческого образа; оба факта единичные во всем материале.
1 Как на практике воспользоваться этой особенностью колдуна, чтобы узнать его, неизвестно.
Ведьма обращается в свинью и ночью до полуночи, напав на человека, любит в таком виде ездить на нем верхом. Кроме того, она может обернуться кошкой, собакой1, чаще всего сорокой, а кроме того, клубком и решетом. Оборотнями ходят они по ночам до петухов. В виде свиньи и кошки они проникают через запоры; прогнать ее в этом случае можно осиновым колом.
Сведения относительно существования хвоста у колдунов и ведьм довольно сбивчивы: то его имеют одни ведьмы, то также и колдуны; то колдуны и ведьмы (или одни последние) имеют хвост лишь в том случае, если они колдуны и ведьмы прирожденные, а не получившие дар колдовства впоследствии, то и те и другие; у колдуна не прирожденного начинает расти хвост с того времени, как он впервые применит на деле полученное искусство; этот хвост с течением времени увеличивается и впоследствии достигает почтенных размеров2. Чаще о хвосте колдуна ничего не говорится, ведьма же, по-видимому, всегда представляется с хвостом.
Об отношениях между собой лиц, занимающихся колдовством, мало известно. Сюда относятся упоминания о собраниях ведьм на горе в полдень; в сборное место они слетаются сороками. В Рыльском уез. Курской губ. есть понятие о Лысой горе надо думать, как о месте собрания ведьм. Ведьмы и колдуны, затеяв ссору, ломают друг другу пальцы; от этого остаются так назыв. «чертовы пальцы».
Рассмотрим теперь, чем и как занимаются колдуны и ведьмы и как относятся к обыкновенным людям.
Общераспространенное мнение о колдунах и ведьмах то, что они находятся в сношениях с нечистои силои и действуют с помощью злых духов; они, как и злые духи, существуют на свете лишь для совершения зла. Душа их принадлежит нечистому. Получив посредством акта богохульства особые таинственные знания и силу и обрекши себя вреду ближнему, ведьмы и ведьмаки не могут уже не употреблять своей силы и не могут уже, стало быть, не вредить людям, причем применить в дело свои способности они должны непременно известное число раз в год. Как должен колдун испортить человека, при всем нежелании этого делать, видно из следующего случая: выдавал колдун внучку замуж; ему и жаль испортить ее, расстроить свадьбу, но воздержаться от причинения вреда свыше его сил; во избежание этого он попросил сноху запереть себя в чулане на то время, когда приедут за невестой, и выпустить себя оттуда, когда ее уже увезут; по окончании церемонии сноха целый час не вспоминала о запертом свекре, когда же отперла чулан, нашла колдуна мертвым.
Однажды ведьма, в виде собаки, бросилась в повозку с невестой; эту собаку избили до полусмерти; на другой день одна старуха на селе (подозреваемая ведьмой) оказалась избитой.
Афанасьев: «ведьмам и на Руси и в Германии придаются коровьи хвосты».
Вред, приносимый колдуном и ведьмой, касается как самого человека, так и его достояния: они портят людей и расстраивают их взаимные отношения, изводят скотину, отбирают молоко у коров и спорость у хлеба. «Великие они грешники перед Господом, им и прощения не полагается. Вот и стих про них поется: у Господа три души согрешили; первая душа согрешила злат венец разлучила, вторая душа согрешила младенца во чреве проклинала, третья душа согрешила в хлебе спорость вынимала; этим трем душам прощения не будет».
Сначала мы обратимся к тому, какой вред они приносят людям и какими средствами портят их. Они насылают болезни, сводят в могилу; испорченный начинает чахнуть или делается припадочным, или так называемой «кликушей» («крикушей»), т. е. кричит и бьется во время богослужения и при виде икон. Порча производится посредством трав, собираемых ими под Ивана Купалу1, или с помощью наговоров на пищу или питье, причем при наговаривании над водою опускают иногда в нее крест, или же с помощью заклинаний над вещью1, принадлежащей их жертве, наконец, путем осыпания наговоренной солью порога жилища того лица, которого хотят испортить. Болезнь они могут пустить и по ветру. Одному крестьянину порча влетела в рот, словно муха, после чего он два года лаял и мяукал. Особенно часто колдуны сажают своей жертве килы (мясистые наросты на теле), прикасаясь к человеку палочкой или ударяя его рукой. Наиболее характерными средствами порчи являются: вынимание следа и вырезывание на стене тени того человека, которого желают испортить. Вынув след, т. е. небольшой пласт земли с отпечатком ноги своей жертвы, колдун вешает эту землю в мешочке в трубу, или кладет под матицу потолка: по мере высыхания земли сохнет и человек. Вырезывание на стене тени употребляется, кажется, лишь по отношению к детям.
В эту же ночь караулят цвет папоротника, открывающим людям знание кладов и дающий понимание речи расстений и животных; крадут также (для чего-то) уголья из костров.
Вообще, колдуны весьма изобретательны и, если хотят кого извести, непременно добьются своего. Один колдун, желая извести крестьянина, положил ему на завалинку ложку с наговоренным маслом; вполне естественно, что крестьянин, проходя мимо, увидел ложку и с удивлением взял ее с собой в избу, чтобы спросить своих домашних, зачем им понадобилось выложить ложку с маслом. Этого было достаточно, чтоб порча возымела свое действие: крестьянин затосковал и через год умер. Наконец, колдун может испортить человека путем одного лишь разговора с ним.
Особенно часты случаи порчи на свадьбах, причем жертвами являются молодые или один из них. Один из таких случаев был уже приведен выше (о колдуне и его внучке); этот случай указывает на какую-то роковую необходимость для колдуна так или иначе помешать семейному счастью. Подобные факты рассказываются почти в каждом ответе из нашего материала; большинство их, однако, показывает, что колдун вредит на свадьбе большею частью в отместку за плохое угощение или за то, что его не позвали на свадьбу. Часто колдун в таких случаях ограничивается тем, что своей силои останав- , ливает лошадей свадебного поезда и затем, как бы насладившись плодами своего могущества, пускает их. Приведу один из таких фактов, отличающийся по своему содержанию от прочих тем, что здесь злая воля колдуна была парализована каким-то неизвестным человеком. Дело было так. Играли свадьбу и не позвали ведьмака. Боятся все гости, что он что-нибудь сделает. Был в деревне в это время прохожий какой-то: «ти солдат, ти кто»; тот ободрил всех гостей, взялся сам быть дружкой. Поехали под венец. Едут мимо хаты ведьмака; тот сидит под окном. Вдруг лошадь под молодыми упала и сразу издохла. Дружка-прохожий живо пересадил молодых на другую повозку, и поехали. Выбегает из хаты ведьмак, бросается к мертвому коню и начинает рвать зубами его мясо: накинулся на него, как волк на падаль. Выбежали за ним дети взрослые сыновья хотят оттащить отца от лошади и не могут: ведьмак рвет зубами мясо лошади. Едет свадьба назад; стали дети ведьмака просить прохожего дружка за отца. Тот потребовал, чтобы были возвращены деньги за павшую лошадь ее хозяевам, и потом сделал что-то (?), и ведьмак отошел от лошади, как ни в чем не бывало.
1 Сравн. Лэбок. Начало цивилизации, стр. 109.
Есть средства уничтожить чары колдуна и тем спасти молодых от порчи. Прежде всего следует избегать навлечь гнев колдуна; для этого его стараются пригласить на свадьбу, радушно угощают и проч. Застраховать молодую от порчи можно, натыкав иголок в ее платье. С тою же целью молодым по возвращении их из церкви стелят в дверях овчины, по которым они и должны пройти в избу. Наконец, в том случае, если порча уже начала действовать, и молодые стали тосковать или худеть, то можно «отбаситься» (вылечиться) у другого колдуна; к сожалению, не указано, каким образом это делается.
Прежде, чем перейти к другим сторонам вредной деятельности колдунов и ведьм, приведу еще несколько случаев применения колдунами своей силы. Один извозчик, встретившись с колдуном в шинке, несмотря на просьбу колдуна, не поднес ему водки; выйдя из шинка, он никак не мог заставить лошадей своих тронуть с места, пока не вернулся обратно в шинок и не угостил рассерженного колдуна. Двое колдунов состязались между собой в силе, и оба обратили белую редьку в черную; так как один из них не был в состоянии из черной редьки сделать опять белую, то другой колдун, исполнивший это, был очень доволен приобретенной репутацией сильнейшего колдуна.
Выше было упомянуто между прочим, что ведьмы не любят показываться днем и обделывают свои дела чаще по ночам. Поэтому запоздавший прохожий рискует встретиться ночью с ведьмой, которая может свалить его с ног, подкатившись под ноги в образе какого-нибудь животного, или даже сесть на него верхом и заставить возить себя.
Злые деяния колдунов и ведьм не ограничиваются самим человеком, но распространяются также и на его скот. Я имею в виду известное «отымание» ведьмами молока у коров, о чем у нас есть свидетельства из четырех местностей. Ведьма выдаивает чужих коров или таинственным образом, или обыкновенным способом. Один крестьянин видел, как его соседка, считавшаяся колдуньей, с подойником в руках вошла в хлев и стала доить только что пригнанную корову его, которая уже несколько дней перестала давать молоко; догадываясь, что соседка отнимает молоко его коровы, и следовательно, она ведьма, крестьянин схватил ружье и хотел в нее выстрелить; но вдруг и корова и соседка раздвоились: появилось 2 коровы и 2 соседки в разных углах хлева; не зная, в какую стрелять, он опустил ружье, тогда одна пара исчезла; но лишь только он хотел снова выстрелить, как" они опять раздвоились, и так продолжалось, пока ведьма не кончила доить и не ушла из хлева.
Надо особенно следить, чтобы ведьма не выдоила коровы в первый раз после телу: такую корову она будет доить целый год. Отнимает ведьма молоко большею частью по ночам и особенно в ночь под Ивана Купалу. «Чтобы сделать это, ведьма выходит рано утром в поле, куда выгоняют коров на росу. Она окликает коров, у которых хочет отнять молоко (напр.: «Буренушка! Чернушка!» и т. д.), а сама в это время загребает к себе руками росу на траве»1.
Наконец, сохранилось еще верование в то, что отнимаемое молоко приносит ведьмам огненный змей. Так, рассказывается, что работник одной женщины, которая ведьмовала, «заметил как-то, что хозяйка ставит в нежилой хате пустые крынки; наутро все крынки оказались полными молока. Он смекнул, в чем дело, и в другой раз, когда ведьма поставила там же пустые крынки, закрестил их знамением креста. Змей не мог налить этих крынок принесенным молоком и разлил его по полу избы».
Я сделаю маленькое отступление и изложу здесь, кстати, те немногие верования в огненного змея, которые находятся в нашем материале. Огненного змея видят иногда летающим по небу в виде падающей звезды с тою, впрочем, разницей, что звезда падает сразу, быстро, змей же летит порывисто, скачками, или делает дугообразный полет. Представление о змее у старика-рассказ- чика, сообщавшего вышеприведенные поверья о змее слуге ведьм, «связано с изображением змея на иконе Георгия Победоносца и отчасти с виденным им в Риге изваянием какого-то морского чудовища». Рассказывается, что близ села Ковшир, Поречского уез., Смоленской губ., когда-то давно лежал убитый змей. Его хотели засыпать землею. Стали возить землю на лошадях; привезут, ссыплют ее на змея, а ее всю так и разбрасывает. Возили, возили ничего не могли сделать. Наконец кто-то надумал возить землю на петухах; привезут возочек (много ли на петухе можно свезти!), кинут на змея, а земля на нем разрастается; привезли возочков десяток и закидали змея. И теперь там стоит курган и зовется «змеем».
Если ведьма будет угощать отнятым у чужих коров молоком, то его нельзя много выпить даже при сильном аппетите: ведьма эавора- л живаст его.
Наконец, существует поверье, что змей, в виде огненной массы, летает по вдовам и солдаткам, тоскующим по своим мужьям; долетевши до избы, змей рассыпается и делается затем человеком, которого ждет женщина.
Вернемся к ведьмам. Кроме отнятия молока, мы находим в нашем материале не менее известное верование в отнятие ведьмами спорости хлеба. Это делается путем заломов на зеленом хлебе, завязыванием «куколок» во время цветения ржи, сшибанием ржаных колосьев, или же путем прожинов. Если в поле окажется на хлебе залом, то следует его жать осторожно, чтоб не срезать заломленных колосьев; если же рожь с заломом попадет под серп, то жнец непременно захворает, и помочь тогда уже ничем нельзя. То же постигнет того, кто отведает хлеба, испеченного из зерна, завороженного таким способом. Как о средстве избавиться от губительного действия заломов, сообщается об их «отчитывании». Одна колдунья открыла на духу священнику, что имеет дело с чертями и пользуется их услугами; священник наложил на нее епитимью и лишил причастия. Колдунья долго упрашивала снять с нее епитимью, но священник настоял на своем. Желая отомстить, колдунья забралась в огород к священнику и сделала на капусте заломы. Заметив их, священник принес в огород книгу и стал читать над капустой; к концу чтения является в огород колдунья и, бросившись в ноги священнику, молит о прощении. Священник простил с условием никогда больше не делать заломов. Но вскоре священник заметил заломы на своих яблонях. Тотчас же сходил за книгой и начал отчитывать их; во время чтения вновь прибегает колдунья и просит не дочитывать книги и простить ее. На этот раз священник дочитал книгу до конца и выгнал из сада колдунью, не простив ее. Уничтожив затем заломы, он успокоился. Вскоре прибегает к нему сын колдуньи и просит священника приобщить его умирающую мать. Тот долго не соглашался, но затем исповедовал и приобщил колдунью. Тогда колдунья сползла с постели на порог и умерла в страшных мучениях.
Существуют средства предохранить поля от порчи со стороны ведьм, которую они насылают путем заломов и прожинов. Для этого нужно протянуть кругом поля нитку или же запрячь в соху трех девушек или набожных вдов и опахать на них поле1: как через протянутую нитку, так и через борозду, проведенную последним способом, ведьма не переступит.
Покончив с действиями колдунов и ведьм, клонящимися ко вреду человека, укажу некоторые случаи, где сила их приобретает служебный по отношению к человеку характер, и где колдун уже приближается к знахарю. Так, при желании, можно войти с колдуном в соглашение и при помощи его таинственных средств заставить желаемого человека полюбить себя или возненавидеть кого-либо; кроме этих «приворотов» и «отворотов» колдун может еще быть полезен при пропаже указанием похитившего лица или места, где находится пропажа. Но и тут злая воля его дает себя знать; так, рассказывается, что однажды колдунья воспользовалась таким обращением к ней, чтобы извести сноху того лица, которое потеряло деньги: деньги были изжеваны телкой, колдунья же указала на сноху, как на вора, с тем, чтоб та затосковала и зачахла. Сюда же можно отнести рассказ о том, как колдунья, по просьбе одной матери, показала ей ее отсутствующего сына. (Это происходило в полночь;
Этот обряд опахивания на женщинах напоминает обряд опахивания села во время эпидемии или падежа скота; несомненно, оба эти обряда родственны по происхождению. Об обряде опахивания села у нас есть несколько сведений. Пользуюсь случаем изложить относящийся сюда материал. Из Рязан. у.: «Около полуночи бабы, девки и мужики собираются за селом; все вооружаются топорами, мотыками и т. п. и берут с собою соху. Одна вдовая баба (дочь) впрягается в соху, а вдова мать пашет. Остальные идут вслед за ними. На перекрестке толпа останавливается, и одна из баб спрашивает: „Кто на ком пашет?" Ей отвечают: „Мать на дочери". После этого все оборачиваются назад и с криками: „Секи его, руби его!" начинают рубить землю. Так делают на всех перекрестках до тех пор, пока не опашут всего села. Говорят, что плохо бывает тем, которые выйдут навстречу этой неистовой толпе». Собиратель замечает, что опахивание не повторялось лет пять (писано в 1892 г.). Из того же уезда (изгнание злого духа, наславшего падеж на скот): “В назначенный день тайно было оповещено всем вдовым женщинам и девицам собраться к концу села к 12 час. ночи; замужние присутствовать на собрании не могут; все женщины и девицы надевают на себя одни чистые белые рубашки, расплетают косы и привозят соху в назначенное место. В нее впрягаются четыре старые вдовицы: одна в оглобли, две по бокам и одна сзади, все же остальные с кольями, метлами, рогачами и кочергами идут вокруг сохи и поют странным, раздирающим душу напевом молитву "Святый Боже" (Ушаков Д. Н. Материалы по народным верованиям великороссов. - "Этнографическое обозрение", 1896, ј 29/30 (ј 2-3), с. 175-176).