Новости: Группа нашего форума ВКонтакте: Гадание • Магия • Руны | VK

  • 21 Ноября 2024, 14:41:17


Автор Тема: Мнимо беснующиеся  (Прочитано 643 раз)

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3503
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
Мнимо беснующиеся
« : 03 Июня 2019, 07:35:16 »
Въ  былое  время, всѣ  наши приходы  было  вѣрными  снимками  одинъ  съ  другаго.  Вез­дѣ  можно  было  встрѣтить  одно  и  тоже  равнодушіе,  если не  апатію  къ  грамотности,  а  отсюда  всюду   незнаніе  ос­новныхъ  истинъ  исповѣдуемой  вѣры  и   за   тѣмъ   общіявездѣ  суевѣрія  и  предразсудки.  Исключенія  въ этомъ  слу­чаѣ  были  рѣдкими  Феноменами.  Къ   общей   категоріи  я мысленно  причислялъ  и  село  Николаевку,   когда   посту­палъ  въ  него  въ  1859  году.  Но  время  показало,  что  по­селяне  означеннаго  села,  кромѣ   общей   характеристики, выработали  у  себя  нѣчто  особое,  оригинальное.  —Въ  знакомствѣ  моемъ  съ  прихожанами наступилъ  вели­кій  постъ  1860  года. 

Я  принялся  служить,  а  прихожане, по  обязанности  христіанской,  начали   говѣть.   Подоспѣла,наконецъ,  и  суббота  первой  недѣли,  когда  говѣвшіе,  обык­новенно,  пріобщаются  Св.  тайнъ  Христовыхъ.Торжественная  минута,  въ которую Священникъ,  держа  въ  рукахъ потиръ съ  Святы­ми  Дарами, читаетъ  въслухъ къ  предстоящимъ   умили­тельную  молитву  Златоустаго:  ,,вѣрую  Господи  и исповѣ­дую,  яко  Ты  еси  во  истину  Христосъ,  Сынъ  Бога  Жива­го  и  проч..",  неожиданно  была  нарушена   пронзитель­нымъ,  неистовымъ  крикомъ  нѣсколькихъ  женскихъ   голо­совъ,  сопровождаемымъ  при  этомъ  отвратительными   для непривычнаго  глаза  конвульсіями  всей фигуры  тѣла. Это потрясающее  обстоятельство  краіне  смутило  меня.   

Одна­кожъ  я  скоро  справился,  понялъ  въ  чемъ  дѣло.   Прика­залъ  раздвинуться  народу и пропустить   бѣснующихся къ  принятію  Св.  тайнъ,  въ  надеждѣ  успокоить ихъ и  тѣмъ избавиться  отъ  непріятныхъ  въ  этомъ  случаѣ  криковъ,  наподобіе  волчьихъ  завываній  и  конскихъ  ржаній.   Девять, если  не  болѣе,  подошли  ко  мнѣ  тако­выхъ  женщинъ  и  я,  кратко  напомнивъ  имъ  о  важности  и величіи  того  таинства,  къ   которому   онѣ   приступаютъ, пріобщилъ  ихъ.  Послѣ  чего  онѣ  дѣйствительно   успокои­лись.  Но  мое  и  богомольцевъ  въ  храмѣ   спокойствіе  во­все  было  не  продолжительно.  Таже  непріятная   сцѣна  въ храмѣ  продолжала  повторяться  за  тѣмъ  въ   послѣдующія субботы  сего  и  другихъ  великихъ  постовъ  до  1864  года.

Въ  періодъ  сего  времени  я узналъ,  что у  меня  въ  приходѣ  до  50-ти  на  1700  душъ  бѣснующих­ся  женщинъ.  Печальный  Фактъ  этотъ  привелъ   меня   въ раздумье;  онъ  невольно  породилъ  во  мнѣ  на  счетъ  болѣз­ни  этихъ  женщинъ  сомнѣніе.  Недовѣряя  однакожъ  себѣ, Я началъ  провѣрять  свои  догадки  на  дѣлѣ.   Вступилъ   въ разговоры  съ  самими  бѣснующимся   объ   ихъ   болѣзни, вслушивался  въ  разговоры  объ  нихъ  постороннихъ   лицъ. Въ  конецъ  концовъ  я  пришелъ  къ  тому  заключеиію,   что у  меня  въ  приходѣ   одна   бѣснующаяся   женщина  и  та сомнительная,  скорѣе  одержимая  падучею болѣзнію,  а  всѣ прочія  не  болѣе  и  не  менѣе,  какъ  разыгрывающія   роль бѣснующихся  изъ-за-извѣстныхъ  имъ  видовъ.  Выводъ  мой о  49-ти  женщинахъ,  конечно,  многихъ  смутитъ,  но  тѣмъ не  мѣнѣе  это — Фактъ,   оправданный  послѣдствіями.

Обратная ссылка: https://mooncatmagic.com/etnograficheskie-materialy/21/mnimo-besnuyushchiesya/1191/
"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3503
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
Re: Мнимо беснующиеся
« Ответ #1 : 03 Июня 2019, 07:43:23 »
 Мо­жетъ  быть,  кто  спроситъ,  что  же  заставляло  этихъ  женщинъ  бѣсноваться?  Это  дѣйствительно  вопросъ, —  но  воп­росъ, мною  тоже   рѣшенныі. Сколько могъ  я  узнать,  однѣ  напр.  изъ   упомянутыхъ   женщинъ бѣсновались  изъ  за  того,  чтобы  отбиться  отъ   историче­ской  барщины,  — другія —  изъ  за  мести   за  обиду  мни­мымъ колдунамъ, третьи —  меньшинство ,лѣнтяйки — недо­мовыя,  изъ  за  нападокъ  на  нихъ  лихихъ  свекровей и  про­чихъ  семейныхъ,  и  наконецъ  большая  часть —  по  одной лишъ  мнительности.  Болитъ  напр.  у  нея  сердце,   жженіе въ  немъ,  она  доказываетъ,  что  испорчена,  и  въ  силу  се­го  казуса  начинаетъ  выкликивать,  биться,  (впрочемъ  весь­ма  осторожно  и  въ  напередъ  выбранномъ  для  сей  гимна­стики  мѣстечкѣ),  и "всевозможно неистовствовать  не изъ за-чего  либо,  а  такъ  себѣ;  подруги  мои,  дескать,   бѣснуют­ся;  дай  же и я  пущу  пыль  въ  глаза.  И  подобное  бѣсно­ваніе  у  моихъ  приходскихъ  женщинъ,  такъ  сказать,  отъ времени  въ  кровь и  плоть  взошло.  Только  бывало и слы­шитъ  про  колдуновъ и  ихъ  жертвъ. 

Много  мнѣ  въ  этомъ отношеніи  довелось выслушать  расказовъ  пренанвнѣйшихъ.Вотъ,  напр.  обращикъ  такаго   расказа. Что, бабушка, спрашиваю  я  хозяйку  одного  извѣстнаго  мнѣ  дома,  прав­да  ли  то,  будто  твоя  сноха,  Катерина  начала  выкликать? Правда,  правда  кормилецъ  мой.  А  давно  ли  это  съ   нею повстрѣчалось,  продолжаю  я  выспрашивать  умилившуюся уже  нѣсколько  старушку  отъ  неожиданнаго  участія  моего къ  положенно  ея  снохи?  Ишто  съ  маслиницы,  отвѣтила  мнѣ  старуха.  Да  ты раскажи мнѣ  все  подробно,  безъ  утаііки,  какъ  это  случилось?  От­цу — духовному   изволь,   раскажу.   

Слушай! Надысь, на масленцу  —  то   значитъ,  приходитъ къ   намъ съ  кумавьями  Р.  Афонасьевъ.  Кто  это  такой  Аѳонасьевъ, спрашиваю  я  старушку.  Слѣпой —  то  значитъ,  отвѣчала мнѣ  старушка  и  при  этомъ,  крестясь,  добавила,  за  грѣхи, должно,  и  зрѣнія —  то  онъ  почти  ужъ лишился. При этомъ  я  произнесъ  продолжительное:  т...а..акъ;  а  старуха продолжала.  Иу  вотъ,  кормилецъ  ты  мои,   въ  бесѣдѣ —то,  въ  угощеніи — то  значитъ,  Р.  встаетъ,  подходитъ  къ моей  Кетеринѣ,  да  и  баетъ,  ну,  угощай  же  насъ  на  сла­ву.  А  она,  не  съ  другаго слова, и отвѣтила ему, угощу ли, нѣтъ  ли,  кумовьевъ  своихъ,  а не тебя  подворника.  На  евтѳ онъ  ей  хоть бы словечгошко какое сказалъ,  а  только,  потре­палъ ее  за плечо  оскабясь  н  ушелъ,   проворчавъ  за  дверь­ю:  —  помни  же нашихъ.  Не успѣлъ онъ ещше сойти со дво­ра,  а  ее — мою  голубушку тутъ же н  разшибъ лукавый —то;  а  съ  того  времени и  по  днесь  мучитъ.   Выслушавъ глубокомысленную  рѣчь  раскащицы,  я   спросилъ   ее: справедливо  ли  все  разсказанное  мнѣ  тобою,   видала   ли ты,  какъ  Р.  трепалъ  твою  сноху  за плечо,  и  слышала  ли ты  послѣднія  слова  его  за  дверью — помни  же   нашихъ? Ну  ужъ,  кормилецъ,  на  евто  я  не  знаю  чего  тебѣ  ска­зать.  Что  я  говорила  тебѣ,  то  именно  справедливо,  а  что касается —  на  счетъ  того,  видѣла  ли  я  и  слышала   ли, ну  ужъ  евтова  мы  не  можемъ  подтвердить,   а   значитца все  такъ  намъ  Катерина — то  передавала.  Это  дѣло  дру­гаго  рода,  говорю  я  ей — и при  этомъ  спрашиваю:  а  что не  было  ли  между  Катериной  и  Аѳонасьевымъ — то  ког­да  либо  размоловки.  Въ  прошломъ  мясоѣтствіи  одно   непріатствіе  между  ними  случилось;  онъ  ее  при  всѣхъ  наз­валъ  поскудой  и  всякими  непристойнствами;  ну   и   она, какъ  съумѣла,  отвѣтила  ему  на  ругатню,   назвала   его,
"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3503
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
Re: Мнимо беснующиеся
« Ответ #2 : 03 Июня 2019, 07:48:07 »
значитъ,  и  колдуномъ.  Та...  а...  къ!  сказалъ  я.  Дѣйстви­тельно,  есть  отъ  чего  твоей  снохѣ  взбѣситься.   А   тебѣ, старушинька,  все — таки  совѣтую  снохѣ  не   потворство­вать,  на  добрыхъ  людей  не  клеветать,  и   чрезъ   то   не грѣшить.  Я,  кажись,  кормилецъ,  на  людей  и  не клевещу, а  баю  то,  что  вижу.   Нынѣ  вотъ   напр.,  замучилъ   ее, проклятый;  проситъ  харчу,  да  и  только;   рѣжъ,   байтъ, овцу,  а  не  то  замучу  рабу  Божью.   А   постомъ  непро­силъ  онъ  харчу  — то,  спрашиваю  я?  Ни....нѣтъ,   охрани Богъ  опаганить  христіанскую  душу.  Просила,  да  тольконе  харчу,  а  меду  съ  калачами.  Ну  чтоже,   вы   рѣзали для  него  овцу  и  покупали  меду?  Рѣзать,  не рѣзали, а  ра­за  два  и  свижины  и  меду  по  немногу  покупали.  На чемъ и пресѣклась  наша  бесѣда. 

Добравшись  такимъ  образомъ,  какъ  по  нити,  до   сути дѣла,  мнѣ  оставалось  развязать  самый   гордіевъ   узелъ, подорвать  зло  въ  самомъ  его  корнѣ.  Дѣло  это  я   повелъ непрямо,  а  стороною.  Я  началъ  (сначала)  дѣйствовать  на добродушныхъ   старушекъ  и   ихъ   сожителей,   старич­ковъ,  съ  тѣмъ,  чтобы  подорвать  ихъ  кредитъ  къ  бѣсную­щимся  ихъ  снохамъ  и  дочкамъ.  При  всякомъ   удобномъ случаѣ  я  имъ  возражалъ,  отъ  чего   нѣтъ   бѣснующихся между  мужчинами  и  дѣвицами  вашими,  и  почему   нѣтъ таковыхъ  между  дворовыми —  даже  женщинами,  хотя  всѣ дворовые  живутъ  между  вами, и  въ  короткихъ  отношені­яхъ  находятся  со  всѣми  вашими  колдунами?   Такими   и симъ  подобными  возраженіями  я,  дѣйствительно,  успѣлъ поколебать  довѣріе  мущинъ  къ  выходкамъ   ихъ   женъ  и снохъ. 

А  когда  такимъ  образомъ  у  меня  все  было   под­готовлено,  настроено,  и  тутъ  же,  къ моему  счастію,  приспѣла  реформа  19-го  Февраля:  тогда  я  секретно   началъ увѣщавать  самыхъ  бѣснующихся.  Увѣщанія  мои  на  мно­гихъ  подѣйствовали  цѣлебно,  но  не  на  всѣхъ;  болѣе упор­ныя  изъ  нихъ,  какъ  видно,  и  доселѣ  считаютъ   нераціо­нальнымъ  вдругъ  и  навсегда  отказаться  отъ  любимой  ро­ли.  Побѣдить  стоицизмъ  послѣднихъ  я  рѣшился  въ  1864 году  открытымъ  словомъ  объ  этомъ  предметѣ  въ   храмѣ. На  что  и  избралъ  я  4-ю  недѣлю  великаго  поста. —Слово  правды,  сказанное  мною  прихожанамъ   съ   цер­ковной  кафедры,  возъимѣло  дѣйствіе.   Нынѣ,   собственно говоря,  бѣснующихся  въ  моемъ  приходѣ  нѣтъ,  а  остались только  плачущіе;  но  надѣюсь,  что  и  эти  пародіи,  при  по­мощи  Божіей,  въ  непродолжительномъ  времени   замолк­нутъ. — 
"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3503
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
Re: Мнимо беснующиеся
« Ответ #3 : 03 Июня 2019, 07:58:32 »
Сей   родъ ничим же  можетъ  изыти,  токмо молитвою и постом. (Марк.  IX,  29.) Такой, православные,  далъ  отвѣтъ  Господь Іисусъ  Хрис­тосъ  ученикамъ  Своимъ,  спросившимъ  Его  наединѣ,   по­чему  они  не  могли  изгнать  нѣмаго  бѣса  изъ   человѣка, упоминаемаго  въ  нынѣ  чтенномъ  Евангеліи.  Много  — зна-чущій  отвѣтъ  этотъ  Господа  Іисуса  Христа  поучителенъ  и для  насъ.  Остановимся  на  немъ.

"Сей родъ  ничим же мож етъ изыти, т.  е.,  родъ  духовъ  злобы   ничѣмъ   не можетъ  быть  выгнанъ  изъ  человѣка,  какъ  только   молит­вою  и  постомъ.  Что  это  за  молитва,  н  что   это  за  постъ, на  которые  указалъ  Господь  Іисусъ  Христосъ   ученикамъ своимъ,  какъ  на  единственныя  средства  противъ   духовъ злобы?  Подъ  этою  молитвою  разумѣется   молитва   чисто­сердечная,  пламенная,  исполненная  преданности  волѣ  Бо­жіей,  твердая,  неотступная, и  во имя  Господа  Іисуса Хри­ста; словомъ:  это  та молитва,  которую  Св.  Отцы  называютъ  матерію,   главою всякой добродѣтели  и  верхомъ  добрыхъ  дѣлъ.   Подъ   по­стомъ же разумѣется всегдашнее соблюденіе  въ чистотѣ тѣла и души,  т.  е.,  не  въ  извѣстное  только  время  года,  напр. въ  великій  постъ,  когда  говѣемъ,  воздержаніе  отъ  пищи и  питія  и дурныхъ  помысловъ,  а  постоянно,  во  всю нашужизнь,  таковыхъ  —то молитвы и поста   боится духъ злобы; потому  что  люди,  такъ  молящіеся,  дѣлаются   нерукотво-реннымн  храмами,  любимою  обителею  Духа  Божія;  а  гдѣ Богъ,  тамъ  нѣтъ  мѣста  духу  злобы.

Православные!  бываютъ  и  между  христіанами   бѣсную­щіеся,—  можетъ  быть,   и  теперь есть  таковые  и  въ  средѣ  васъ.  Но   употребилъ   ли   кто либо  изъ  васъ  и  когда  либо  противъ  духа злобы  тѣ  един­ственныя,   спасительныя   средства,   которыя   повелѣлъ намъ   употреблять   противъ   него   Господь  нашъ  ІисусъХристосъ,— употреблялъ  ли,  прибѣгалъ  ли  кто  либо  изъ васъ  къ  страшнымъ  для  него — посту  н молитвѣ?! Къ при­скорбію  моему,  я  еще,  въ  теченіе  пятилѣтняго   общенія съ  вами,  не  замѣчалъ,  да  и  не  слышалъ,  чтобы  кто  ли-бо и когда  либо  изъ  одержимыхъ  между   вами   духомъ злобы  обращался  съ  теплою  молитвою  къ  Господу   Богу объ   освобожденіи   отъ  оковъ  его,  хотя  я,   въ   тоже время,  не  мало  видѣлъ  между  вами и бѣснующихся.  Прав­да,  бѣснующіеся  между  вами  всѣ  и  всякіі,  кажется,   ве­ликій  постъ,  по  долгу  христіанскому,  молятся  въ  храмѣ, говѣютъ  и,  исповѣдавшись,  пріобщаются  Святыхъ   Таинъ. Но  развѣ  молитва  можетъ  быть  истинною,   дѣйствитель­ною тогда,  когда большая часть ізъ  васъ,  идя въ  храмъ  мо­литься,  въ  самомъ  даже  храмѣ,  и  на  пути  изъ  него  до­мой  толкуетъ,  Богъ  знаетъ,  о  чемъ,— однѣ    напр.   о томъ,  кто  сколько  напрялъ,  — кто  съ  кѣмъ  и  изъ  за  че­го  поссорился;  а  другія  судятъ,  да  рядятъ  о добрыхъ  лю­дяхъ,  —  свекрови  напр.  расказываютъ   про   похожденіе своихъ  снохъ,  а  эти  съ  своей  стороны  о  лихихъ   свекро­вяхъ. 

И  въ  слѣдствіе  сего,  съ  какими  мыслями  приходятъвъ  храмъ,  съ  тѣми  же  стоятъ  въ  немъ  и уходятъ  изъ  него.  Какова  молитва,  таковъ  бываетъ  и  постъ  у  этихъ  лю­дей.  Нельзя  же,  въ  самомъ  дѣлѣ,  назвать  постомъ,  говѣніемъ  то,  если  я,  вмѣсто  обычныхъ  четырехъ   разъ   въ день,  буду  сытно  ѣсть  два  раза.  А  у  большей  части  изъ васъ  именно  въ  этомъ  только  отступленіи  отъ  обычныхъ завтраковъ,  обѣдовъ,  полудниковъ  и  ужиновъ и  состоитъ постъ,  или  говѣніе.  Но  таковые   постъ   и   молитвы  не страшны  врагу  рода   человѣческаго— діаволу;   и   люди такъ  постящіеся  и  молящіеся  никогда  не  возмогутъ   осво­бодиться  отъ  оковъ  его,  а  свободные  отъ   нихъ   никогда не  могутъ  быть  безопасными  попасть  въ  нихъ.'   Какія  же  вы  въ  дѣйствительности  принимали и  прини­маете  средства  для  исцѣленія  того,  или  другаго  бѣсноватаго?
"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3503
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
Re: Мнимо беснующиеся
« Ответ #4 : 03 Июня 2019, 08:09:54 »
Объ  этихъ  средствахъ  христіанину  страшно  н  гово­рить.  Вы, въ  такихъ  случаяхъ  обращаетесь за  помощью  не  къ  Богу,  а  къ   своимъ   доморощеннымъ знахарямъ,  ворожеямъ,  которые,  по  вашему  мнѣнію,  имѣ­ютъ  власть и силу  надъ  духами  злобы.  Но  это средства часто  бѣсовскія,  а  не  христіанскія, и потому — то  оно никогда  не  могли  и  не  могутъ  быть  дѣйствительными.

Возможно  ли  бѣса  чрезъ  силу  бѣ­совскую  изгонять  изъ  человѣка?  Когда  Фарисеи  говорили, что  Господь  Іисусъ  Христосъ  о   вельзевулѣ  изгонитъ  бѣ­сы,  на  это  Онъ  въ  отвѣтъ  имъ   сказалъ: ащ е    с а т а н а са м ъ   въ  себѣ   р а з д ѣ л и с я ,  к а к о   станетъ   ц а р ст во     е го, (Лук.  XI,  18  ),  т.  е.  если  сатана  самъ  съ  собою  раздѣ­лился,  —  начали  изгонять  другъ  друга,  то  какъ   можетъ послѣ  сего  существовать  царство  его?  Такимъ   образомъ, православные,  средства,  къ  какимъ  вы  прибѣгаете для  излеченія  бѣсноватыхъ,  не  дѣйствительны;  мало  того,   они унизительны  для  христіанина  и  противны  Господу  Богу, Коего  трепещутъ  всѣ  бѣсы.  Господь  Іисусъ  Христосъ   затѣмъ,  между  прочимъ, и  приходилъ  на  землю,  чтобы  по­бѣдить  діавола  и  намъ  даровать  въ  постѣ  и  молитвѣ  лег­чайшее  и вѣрнѣйшее  средство(изгонять)  побѣждать его. Для  чего  же  послѣ  сего  обращаться  за  помощію  къ  знахарямъ  и  тѣмъ  жестоко  оскорблять  Господа  Іисуса   Хри­ста,  Единаго  подъ  небесемъ  скораго  Помощника   и   За­ступника  нашего  противъ  козней  исконнаго  врага   наше­го  — діавола?   Вникните  въ  это,  православные, и пойми­те  хорошенько!  На  насъ  и  безъ  того  бездна  грѣховъ.  Зачѣмъ  же  намъ  къ  грѣхамъ  прибавлять   новые   грѣхи, коихъ  весьма  не  трудно  и  избѣгнуть.

Не  слушайте   высвоихъ  знахарей  и  на  ихъ  лукавые и корыстолюбивые  замавки  отвѣчайте,  что  вы  противъ  духа  злобы   знаете  са­мыя  дѣйствительныя  средства — постъ  и   молитву,   про­тивъ  коихъ  онъ  устоять  не  можетъ. Православные!  я  всегда  вамъ  говорилъ  и теперь  скажу, что  между  вами  истинно  бѣснующихся  нѣтъ.  Есть  на  бѣ­ломъ  свѣтѣ  болѣзни вамъ невѣдомыя.  Людей,  одержимыхъ такими  болѣзнями,  вы можете принять  за  бѣсноватыхъ.  Та­ковая  болѣзнь  есть,  дѣйствительно,  и  между  вами,  кото­рую  вы  и  принимаете  за  признакъ  бѣснующагося.  —  Всѣ же  прочія  женщины,  бѣсновавшіяся и еще   бѣснующіяся, такъ  поступали и поступаютъ  изъ  за  извѣстныхъ  имъ  ча­сто,  можетъ  быть,  нечистыхъ  видовъ. 

Въ  самомъ   дѣлѣ, чтобы  это  значило,  что  ни  мущіны,  ни  дѣвпцы  не   бѣс­нуются  между  вами,  а  однѣ  женщины?  По  моему,   вотъ что: выходитъ напр.  дѣвица за мужъ,  ее въ семействѣ за лѣнь, или  еще  за  что  либо  предосудительное  не  любятъ,  и она начинаетъ  бѣсноваться,  — или — мущина  обидѣлъ  женщи­ну,  послѣдняя,  не  найдя  средствъ отмстить  ему, начинаетъ  выкликать  на  него.  На   несчастнаго   мущину, ни  душею и ни  тѣломъ  невиновнаго,  оговореннаго  лишъ злою,  безумною  женщиною,   посыплются,   само   собою, какъ  градъ,  проклятія  со  стороны  ея  родныхъ,  друзей  и недруговъ.  А  этого —  то ей  только и хотѣлось.  Подобныя выходки  у  вашихъ  женъ вошли  въ  обычай. Такъ поступать  женамъ  христіанскимъ   непростительно.   Впро­чемъ  изъ  множества  бѣсновавшихся нынѣ,  по  милости  Бо­жіей,  осталось  не много и я  буду  молить  Бога,  чтобы  Онъ вразумилъ  и  послѣднихъ  изъ  нихъ.  Я  при  этомъ  желаю и умоляю  этихъ  женъ  объ  одномъ,  чтобы  опи  не  оскорбля­ли  великой  святыни,  когда  приступаютъ  къ  принятію  Св.тайнъ  Христовыхъ.  До  чего   ихъ   при  этомъ   кривлянія, взвизгиванія возмутительны, это одному Богу извѣст­но. Я думаю также,  что непристойности  этихъ женъ  въ  хра­мѣ,  непонимающихъ  великаго таинства,  къ коему  желаютъ приникнуть  и  коего  трепещутъ   страшные   Херувимы   и Серафимы,  оскорбляютъ  чувства  и  всѣхъ   благочестивыхъ Христіанъ,  готовящихся  тоже  приступить  къ  нему.  —А  по  этому,  Православные,  если  есть  между   вами  ис­тинно  бѣснующіяся,-  то  тѣ  пусть   воспользуются   противъ одержащаго  ихъ  духа  злобы  тѣми  единственными,  спаси­тельными  средствами,  которыя  даровалъ  намъ  Побѣдитель его  — Господь   Іисусъ   Христосъ,  — пусть,   вступятъ   съ нимъ  въ  борьбу,  вооружившись  постомъ  и молитвою,  про­тивъ  коихъ  ему  не  устоять.  Мнимо  же бѣснующіяся пусть помнятъ,  что  онѣ  тѣмъ  сами  отдаютъ  себя  во  власть  вра­га  и  если  не  опомнятся;  то  не  избѣгнутъ  его  узъ и  тамъ — за  гробомъ,  гдѣ  уже  пѣтъ  мѣста  покаянію.   Аминь.

Священник В. Тифлисов, говорено 1864 марта 29 дня.
Пензенские епархиальные ведомости. 1868. - № 7 (1 апр.).
"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".