Новости: 🌼 Объявляется набор в школу Магического Травничества 🌼

  • 21 Ноября 2024, 15:24:45


Автор Тема: Месть обидчику в народе  (Прочитано 1227 раз)

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3503
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
Месть обидчику в народе
« : 26 Марта 2019, 09:32:19 »
Свеча за обидящаго.
В Николокормской волости, равно и в других смежных деревнях, сохранился обычай ставить свечу за лицо, которое обидело ставящего свечу. Это и есть "свеча за обидящаго". Ставится она во время службы в церкви, преимущественно перед царскими вратами, т.е. перед иконой "Тайной Вечери". Смысл этой свечи таков: как только обиженное лицо поставит свечу за обидевшего ("обидящего"), с последним что-нибудь произойдет неприятное. Таким образом, обычай этот носит характер мстительности. Следует еще заметить, что обиженные обыкновенно не поручают ставить свечу кому-нибудь из церковных, а ставят сами, и притом постараются поставить пяточкой вверх: обиженный сощипывает часть воска у свечи и ставит ее фитилем в подсвечник "вверх пяткой".

Колотье глаз

Если после ставления "свечи за обидящего" не выяснилось все происшедшее, то прибегают к другому средству. Едут в известную деревню, где живет угадчик. Последний заставляет обиженное лицо смотреть в стакан с чистой водой, в которой должен показаться обидчик ("обидящий"). Увидев обидчика, обиженный непременно должен колоть ему в стакане иголкой глаза, а если не попадет в глаз, то руку или другое какое-либо место тела. Народ верит, что после этого показавшееся в воде лицо непременно должно пострадать. И действительно, обиженный следит за своими соседями, не заболит ли у кого глаз, рука и т.д. Так узнается лицо "обидящее". В народе это последнее очень распространено и называется "колотье глаз".

Вмазывание нитки в печь.
Тот же характер, что и "колотье глаз", носит обычай вмазывать глиной в устье печи суровую нитку. Нитка будет сохнуть в печи, будет сохнуть и обидящий." (обидящий может и не сохнуть, а водянеть, т.е. пухнуть. Очевидно, может водянеть и нитка при определённых условиях, когда сырая глина не просыхает).

Озорничество.
Если обидчик не выяснится и после разных колдований, то обиженное лицо все равно постарается отомстить лицу "обидящему". Для этого мстят "озорничеством" над скотом, лошадью, коровой, принадлежащими обидчику. Случаи мести у них распространены и доходят нередко до убийства. Зато поджогами мстят очень редко.

Мировая.
Мирятся ответчик и обиженный очень редко. Все обиды большей частью, если не удается отомстить, доводятся до суда. В редких случаях обидчик скажет: "Ну, прости, брось, я был пьян ономняй", позовет обиженного в свой дом на мировую, где пьет чай и вино. Обыкновенно же и после суда и даже после "мировой" остается в силе обида. Враждующие стороны на всю, можно сказать, жизнь остаются врагами, стараясь отомстить. Мстить может всякий, и бывают случаи, что мстили не только за себя, но и за близких родных: за сестру, за зятя, за племянника и т.д. Отсюда и идет поговорка: "Невестке на отместку".

Этнографическое обозрение №4 1903

Обратная ссылка: https://mooncatmagic.com/etnograficheskie-materialy/21/mestb-obidchiku-v-narode/1081/
"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3503
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
Месть обидчику в народе
« Ответ #1 : 26 Марта 2019, 11:27:09 »
Итак. Мы уже выяснили, что патриархальная деревня не была сборищем беспечных и невинных пейзан, для которых самым страшным преступлением было вслед плюнуть. Нет, случались кражи, грабежи, драки, убийства. Бог высоко, а царь далеко. Как же выходила из затруднения при проведении следствия неграмотная деревенская общественность?

Одним из распространенных способов, когда нужно отыскать вора и вместе с тем наказать его, есть "вмазывание в чело". Случилась, например, кража, которую законными способами, как обыски, допросы, - открыть не удалось; тогда прибегают к "вмазыванию в чело". Способ этот состоит в следующем:
Украли, например, у крестьянина шубу. Тогда он берет небольшой кусок овчины - шубный лоскуток - и вмазывает его в устье русской печи. Когда печь топится, то жаром, идущим из нее, начинает вмазанный кусок коробить, а потом он тлеет и сгорает. Вора, по мнению потерпевших, точно также будет коробить, сводить судорогами, а потом он зачахнет, захиреети может помереть или на век остается хилым и неспособным ни к какому труду, т.е. делается живыми мощами. Если украден халет, в чело вмазывают небольшой кусок полотна; унесли хлеб в зерне, вмазывают горсть однородных зерен и т.д.
 
Для совершения процесса приглашают знахаря или колдунью, которые производят это торжественно, с нашептываниями и наговорами вроде следующего: "пусть нечистая сила корчит и морщит вора, как тлеет и пепелеет этот халет или овчина Делают это не секретно, а чтобы все знали, особенно подозреваемый. По глубокому убеждению крестьян, вор обязательно будет корчится.
Я не буду вдаваться в психологические объяснения этого явления, но могу заверить, что на некоторых впечатлительных и суеверных людей, совершивших кражу, вмазывание производит такое удручающее действие, что они действительно сильно мучатся и душевно, и физически.

Несколько лет тому назад в одной деревне (это перепечатка с статьи 1905 года, напоминаю) случилась довольно крупная кража: у зажиточного крестьянина унесли 500 руб., все его деньги, скопленные дедом и отцом потерпевшего. Сильное подозрение пало на соседа, молодого и здорового мужика; но прямых улик не было. Тогда потерпевший решил вмазать подозреваемого в чело. Вмазали рублевую бумажку. Операции производил знахарь с наговорами. Подозреваемый знал об этом и сильно беспокоился. С того времени он стал хиреть. Ничего особенно не болит, а чахнет. Ни к каким крестьянским работам он и теперь не способен.
 
В деревне П. Уломской волости 10 лет тому назад совершилась кража. У женщины вдовы из амбара в закроме украли 2 мешка ржи. Во ржи у ней были спрятаны деньги, рублей 10, и они вместе с рожью были украдены. Рожь и деньги украл сосед, парень жених, и прогулял их вместе с товарищами. Так как кража была совершена со взломом замка, то следствие производил судебный следователь. Все соседи хорошо знали вора: но, боясь мести с его стороны, никто не доказывал. Так следствие ничего и не смогло добиться. Тогда потерпевшая стала стращать вора, что она его вмажет в чело. Она готова была поступиться рожью, только деньги просила возвратить. Тот, пожалуй, и готов был бы отдать их, но деньги были прогуляны. Так показывал он потом на суде. "А вот я тебя вмажу в чело, так будешь помнить!" - пригрозила потерпевшая. "Кто кого прежде вмажет!" - ответил парень. Через несколько дней женщину нашли убитую недалеко от дороги, ведущей из этой деревни в другую. Преступник скоро был открыт. Он на первом же допросе сознался и рассказал, что убийство совершил из боязни быть вмазанным в чело. Он боялся тех мук и корчей, которые, по его убеждению, должны были начаться с ним после вмазывания, и решился предупредить. Он три дня караулил соседку, и наконец, покончил с ней, когда она поздно вечером возвращалась домой из соседней деревни. Каторга для него лучше была. "По крайности я здоров буду", говорил он спокойно на суде.

Вмазывание  въ  чело Череповецком уезде. 

Челомъ называютъ начало трубы надъ устьемъ  печи.  Названный обычай производится особыми  знахарями  при краже денегъ. Суть  дела  состоитъ  въ томъ,  что  потерпевший  обращается  за  помощью  къ  знахарю  и просить  „вмазать  въ  чело".  Для  этого  берется  рублевая  бу­мажка,  откалывается  часть  глины  отъ  трубы, туда  кладется бумажка  и  замазывается  глиной.  По  объяснению  знахаря,  бумажка отъ жару  во  время  топки печи будетъ тлеть и  сохнуть, такъ и  человекъ, похитивший деньги,  будетъ  хворать  и  худеть; иногда его корчитъ и доводитъ  до  того,  что онъ  идетъ съ  по­винною,  или  посылаетъ  кого-нибудь  къ  владельцу  денегъ  съ мольбами,  простить  его  и  „вынуть  изъ  чела".

Земский фельдшер М. Герасимовъ
Этнографическое обозрение, 1905 г.
"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3503
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
Месть обидчику в народе
« Ответ #2 : 26 Марта 2019, 11:27:49 »
Одна женщина украла у другой несколько кусков холста. Потерпевшая знала воровку попросила ее возвратить украденное, но та запиралась. Тогда она пригрозила вмазыванием. У воровки на другой же день начало судорогами сводить руки и ноги, и она сама покаялась в краже и указала, где спрятаны украденные полотна. Болезнь прекратилась.

Понятно, что далеко не на всякого может действовать устрашение; другого и самого вмазать в чело, так и корчить не будет.

В убийствах, имеющих загадочный характер, иногда сами крестьяне, до прибытия следственной власти, отыскивают убийц. Для этого заставляют поцеловать пятку у убитого. Если ни на кого не падает подозрение, тогда пятку целуют все собравшиеся крестьяне деревни. Когда является сильное подозрение, но преступник не сознается, тогда прямо его и принуждают целовать пятку. Если целует покойника непричастный к делу, то труп лежит спокойно, а если поцелует виновный, тогда покойник даст знать: у него, по убеждению крестьян, задрожат руки или ноги, может весь зашевелиться, а случается, как они говорят, что покойник вскакивает, хватает убийцу и душит его.
 
10 лет тому назад в деревне Б. Уломской волости на другой день небольшого местного праздника на улице, посреди деревни, был найден убитым местный крестьянин; у него был раскроен череп; и тут же лежал и кол, орудие преступления. Ночью по деревне с песнями и гармониками ходили местные пьяные парни. А убитый был поставлен для ночного караула. Естественно, что подозрение в преступлении пало на ребят, а их было человек 15. Они не признали себя виновными, но боялись суда и ответственности, а потому сами потребовали, чтобы обнаружить виновника, целования покойника в пятку. Мужики согласились и обряд начался. Каждый подходивший крестился, шептал что-то себе под нос, глядел на покойника и целовал его в пятку.
 
Все гулявшие и заподозренные совершили этот обряд, но никто из них не обнаружил особенных признаков страха, и убитый лежал спокойно. Тогда потребовали, чтобы и другие молодцы проделали то же. Дошла очередь до одного смирного молодца, на которого никто и подумать не мог. Парень пошел было, но потом вдруг остановился. Ему показалось, как он говорил после, что убитый стал шевелить бровями и пальцами на руках. Все взоры устремились на убийцу и от него уже строго потребовали исполнения обряда. Парень бледнел, дрожал, но не подходил. Его взяли под руки и насильно повели. Тогда он уже не мог вытерпеть и закричал дрожащим голосом: "оставьте, отпустите, я убил!" Некоторые крестьяне говорили. что они сами видели, как у покойника открылись глаза и глядели прямо на убийцу, когда его подводили к трупу. А как только убийца сознался, глаза тихо закрылись. Оказалось после следующее: парень-убийца днем был пьян, а вечером лег спать. Ночью он услышал гармонику и песни, и подумал снова идти гулять.

Но пока он обувался, ребята ушли. Он пошел за ними в другой конец длинной деревни. Его остановил ночной караульный и потребовал, чтобы парень воротился домой. Тот понятно не хотел послушать, и между ними завязался спор, а потом и драка. Сторож ударил парня колотушкой, а тот схватил подвернувшийся кол и так ловко хватил противника по голове, что у того череп раскололся. Он ткнул еще замертво упавшего сторожа колом в голову и пошел, как ни в чем не бывало, домой. Никто происшедшего и не слыхал, и не видал. Так и остался бы убийца не открытым, если бы не обряд целования пяты.
"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3503
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
Месть обидчику в народе
« Ответ #3 : 26 Марта 2019, 11:28:33 »
Три года тому назад на святках был убит крестьянин дер. К. Труп ночью привезли к с. У и выбросили на дороге. Его нашли утром. Дали знать становому, но его не было дома. Тогда волостной старшина с понятыми пошли в деревню. из которой был убитый, и стал производить у всех повальный обыск. У одного старика крестьянина оказалось все в крови розвальни. При дальнейшем обследовании нашли много крови на дворе. Пол в избе был вымыт, но следы кровавых пятен кое-где были заметны. В крови оказался и топор. Все были убеждены, что преступление совершилось здесь, только никто не мог понять причин, вызвавших это бесцельное преступление. Подозреваемый был старик, лет 60, скромный и зажиточный, жил он со своей снохой, тоже скромной и тихой бабой. Убитый был бездомный горбатый крестьянин, проживавший у одного набожного мужика. Кормился он больше в нашем селе, а ночевать ходил в К.

Накануне смерти он у священника поужинал, а у меня ему дали кусок пирога на завтрак к следующему дню. Ночевал в доме, где обыкновенно проживал: утром в 5 часов ушел куда-то, а на следующее утро его нашли уже мертвым, привезенным к нашему селу. На все допросы обвиняемые упорно запирались, а улики, в виде следов крови, объясняли другими причинами. Тогда соседи решили заставить их целовать пяту у убитого. Но так как в этот день уже было поздно, то процедуру отложили до следующего дня. Убийцы так испугались предстоящего испытания, что в 4 часа следующего утра явились к священнику на исповедь. Тот узнал тайну исповеди, но в то же время дал совет во всем признаться, что они и сделали.
 
В роковое утро крестьянин рано уехал в соседнюю деревню. Сноха осталась дома и стала блины печь. В это время приходит к ней горбун и стал у нее просить блинов. Та блинов не дала, а еще обругала его. Он не стерпел и толкнул ее ногой в живот. Баба была беременна, она схватила топор и ударила его лезвием по голове. Горбун пал. Она еще со всей силы хватила его два раза по голове, а потом сволокла на двор. В это е время приехал свекор. Сноха все рассказала ему. Он взвалил убитого на дровни и повез к селу, а она стала полы мыть. Сознаться преступников побудило не угрызение совести, не боязнь ответственности перед судом, а страх перед самим убитым, когда их заставят целовать пяту у него. Бабе представлялось, что убитый горбун вскочит ей на плечи и не отстанет от нее. На суде оба обвиняемых были оправданы.

В.Антипов. "Живая старина", выпуски 3 и 4, 1905 год.
"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3503
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
Месть обидчику в народе
« Ответ #4 : 26 Марта 2019, 11:32:36 »
Николай Гумилев "Три мертвеца"

Как-то трое изловили
На дороге одного
И жестоко колотили,
Беззащитного, его.

С переломанною грудью
И с разбитой головой
Он сказал им: «Люди, люди,
Что вы сделали со мной?

Не страшны ни Бог, ни черти,
Но клянусь, в мой смертный час,
Притаясь за дверью смерти,
Сторожить я буду вас.

Что я сделаю, о Боже,
С тем, кто в эту дверь вошёл!..»
И закинулся прохожий,
Захрипел и отошёл.

Через год один разбойник
Умер, и дивился поп,
Почему это покойник
Всё никак не входит в гроб.

Весь изогнут, весь скорючен,
На лице тоска и страх,
Оловянный взор измучен,
Капли пота на висках.

Два других бледнее стали
Стиранного полотна:
Видно, много есть печали
В царстве неземного сна.

Протекло четыре года,
Умер наконец второй,
Ах, не видела природа
Дикой мерзости такой!

Мёртвый дико выл и хрипло,
Ползал по полу, дрожа,
На лицо его налипла
Мутной сукровицы ржа.

Уж и кости обнажались,
Смрад стоял – не подступить,
Всё он выл, и не решались
Гроб его заколотить.

Третий, чувствуя тревогу
Нестерпимую, дрожит
И идёт молиться Богу
В отдалённый тихий скит.

Он года́ хранит молчанье
И не ест по сорок дней,
Исполняя обещанье,
Спит на ложе из камней.

Так он умер, нетревожим;
Но никто не смел сказать,
Что пред этим чистым ложем
Довелось ему видать.

Все бледнели и крестились,
Повторяли: «Горе нам!» –
И в испуге расходились
По трущобам и горам.

И вокруг скита пустого
Тёрн поднялся и волчцы…
Не творите дела злого –
Мстят жестоко мертвецы.

<май – июнь 1918 года>
"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3503
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
Месть обидчику в народе
« Ответ #5 : 07 Мая 2019, 14:06:16 »
Средства, употребляемыя для открытія вора и возвращенія похищеннаго .

Для открытія вора и возвращенія похищеннаго употребляются народомъ нѣсколько средствъ, находящихся въ тѣсной связи съ народными вѣрованіями. Съ этою цѣлью ставятъ въ церкви передъ образомъ свѣчу (обидящую) верхнимъ концомъ къ низу. Иногда зажигаютъ передъ образомъ свѣчу зеленаго воска, употребляемую обыкновенно только при паннихидахъ, или, если догадываются о томъ кто укралъ, то служатъ по немъ паннихиду.

Послѣдствіемъ употребленія одного изъ этихъ средствъ бываютъ, по народному убѣжденію, страшныя мученія вора, заставляющія его возвратить похищенное. Часто также обращаются съ молитвою о возвращеніи украденнаго къ СВ. Іоанну Воину и ставятъ свѣчу въ церкви передъ его образомъ. Этому же святому молятся и воры, прося его помочь имъ при совершеніи задуманнаго ими воровства. Обычай воровъ молиться объ успѣхѣ дѣла считающагося теперь грешнымъ и преступнымъ, есть остатокъ языческаго вѣрованія, указывающій на давно исчезнувшія формы быта. Несомнѣнно, было время, когда воровство не считалось преступленіемъ. При господствѣ родового быта, при враждѣ родовъ, всякое нападеніе на принадлежащаго къ враждебному роду, всякое явное или тайное похищеніе его имущества считалось не преступленіемъ, а подвигомъ достойнымъ всякой похвалы. Это было опасное военное предпріятіе, передъ началомъ котораго испрашивалась божественная помощь, , совершенно такъ же, какъ и впослѣдствіи,- при измѣнившихся формахъ быта, она испрашивалась при началѣ военныхъ дѣйствій. И въ настоящее время встрѣчаются въ Россіи у нѣкоторыхъ инородцевъ и такой взглядъ на воровство, и моленіе, обращенное къ божеству, объ успѣшномъ его совершеніи.

Такъ у абхазцевъ есть божество Эйригъ-хацныхъ (въ переводѣ: видящій все днемъ и ночью) — покровитель воровства, грабежа и разбоевъ. Въ жертву этому божеству приносятся четыре хлѣбца, надъ которыми читается молитва испрашивающая благословеніе предприятию и дается обѣщаніе въ случаѣ успѣха пожертвоватъ что-нибудь Богу .

Св. Іоаннъ Воинъ въ нѣкоторыхъ мѣстностяхъ, какъ напр. въ Нерехотскомъ уѣздѣ Костромской губерніи извѣстенъ народу только подъ именемъ св. Ивана Встрѣчнаго. Называется онъ такъ потому, что, по народному убѣжденію, какъ только воръ украдетъ что-нибудь днемъ или ночью, на встрѣчу ему всегда выходитъ св. Иванъ Встрѣчный. Такъ какъ образа святого Ивана Встрѣчнаго нѣтъ ни въ одной церкви, то свѣчи ему ставятъ передъ образомъ всѣхъ святыхъ. Обращеніе моленій преимущественно въ св. Іоанну Воину, какъ потерпѣвшими отъ воровства, такъ ворами объясняется своеобразнымъ пониманіемъ житія св. угодника, помѣщеннаго въ Прологѣ. Св. Іоаннъ Воинъ былъ посланъ на убіеніе христіанъ Іуліаномъ Отступникомъ, но онъ, прежде чѣмъ схватывать христіанъ, предупреждалъ ихъ, чтобы они бѣжали, или же отпускалъ схваченныхъ. По окончаніи жизни святой былъ погребенъ на мѣстѣ гдѣ хоронили странниковъ. Въ числѣ чудесъ совершенныхъ святымъ есть и открытіе татьбы. 

У воровъ есть особое заклинаніе, списокъ съ котораго они берутъ съ собой, идя на промыселъ. Въ Моршанскомъ уѣздѣ в 1881 году былъ пойманъ конокрадъ, на немъ былъ найденъ списокъ слѣдующей заклинательной молитвы:

"Во имя Отца и Сына и Св. Духа. Аминь. Иду я, рабъ божій въ мрачный путь и дорогу мою; на встрѣчу мнѣ самъ Господь I. Христосъ грядетъ (идетъ) изъ прекраснаго рая, опирается золотымъ посохомъ, въ золотомъ своемъ крестѣ, на правой сторонѣ у меня Мать Божія, пресвятая Богородица съ ангелами, архангелами, серафимами и со всѣми небесными силами; съ лѣвой стороны моей архангелъ Гавріилъ, надо мною Михаил архангел, сзади меня, раба божія,  Илья Пророкъ в (на) огненной колесницѣ; онъ стрѣляетъ, очищаетъ и дорогу мою закрываетъ св. Духомъ и животворящим крестомъ Господнимъ. Замокъ Богоматерь, Петра и Павла ключъ. Аминь."

Молитва, обращенная к Св. Иоанну Воину, можетъ помочь только при простом воровстве, если же вор решается снять ризу или ценные украшения с образа, находящегося в церкви, то молитва обращается к святому, изображенному на образе, у него испрашивается позволение снять ризу или украшения, ему обещается дар.

Обнищавший купец, подойдя в церкви к иконе Богородицы, просил Богородицу дать ему утварь, находящуюся на иконе.  Обнажды, войдя в церковь, он увидел, что утварь лежит перед иконой. Он взял её, разбогател, и затем вдвое богаче украсил икону.

В народе ходит рассказ о воре, забравшемуся ночью в церковь, чтобы снять дорогую ризу с иконы Св. Николая Чудотворца. Сколько ни старался вор, он не мог отделить ризу от образа, и это удалось ему сделать только после молитвы, обращенной к св. Николаю, и обещания поставить ему полупудовую свечу.

Этнографическое обозрение,  1891 №2

*30 іюля (Іоаннъ-воинъ). Зажигается свѣчка, чтобъ Іоаннъ воинъ наказалъ вора.

"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3503
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
Месть обидчику в народе
« Ответ #6 : 08 Мая 2019, 04:48:37 »
Суеверие в его отношении к уголовному праву.

У воров нередко находят корень разрыв-травы, т. е. корень папоротника, который обладает способностью открывать замки, а также делать разные заговоры против оков и суда.
Вот заклинание, отобранное при обыске у вора по имени Егор.

"Спаси, Господи, раба Божьяго Егора, от Духа Святаго печать на нем Христова, Христом охрищаюся, небесною силою ограждаюся. Аминь. Господи, благослови от суда оправдаться, иду я на суд, судей не боюсь, месяцем ограждаюся, частыми звездами засыпаюся, у всех людей языки колом встали. Аминь.
Войду я в суд, судей не боюсь, на судью усмотрюсь, глянет на меня весь суд соколовыми очами, материным сердцем замыкаюся, всему суду зубы и губы, уста и проуста не судить, не рядить, всем за мной говорить. Аминь.
Господи, благослови, Матушка Владычица, Пресвятая Богородица, взгляну я на восточную сторону, в восточной стороне стоит ангельская апостольская церковь, в этой церкви есть престол, за этим престолом стоит Матушка Владычица Пресвятая Богородица. Матушка Владычица Пресвятая Богородица, поставь раба Божьяго Егора по правую сторону, спаси и защити своею нетленною ризою, пеленою, шелковым поясом свиваюся, частыми звездами засыпаюся. Батюшка светел месяц, взойди в защиту против могущих плеч, матушка красное солнышко, взойди в защиту против буйной головы, как притолка на притолку смотрит, так чтобы судья на судью смотрел, как печь закаменела, так чтобы у судей сердце закаменело, ни судить, ни рядить ни кому, ни Царям, ни царевичам, ни королям, ни королевичам. Когда Алатырь камень по сверху воды всплывёт, когда замки ключи падут на дно, тогда будут судить раба Божьяго Егора, сам Господь Бог Саваоф,  и Матушка Владычица Пресвятая Богородица взойди в защиту, что тебя, то и меня. Аминь. Аминь. Аминь."

А. Левенстим, Журнал министерства юстиции 1897
"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3503
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
Месть обидчику в народе
« Ответ #7 : 15 Мая 2019, 16:51:21 »
Странный обычай.

Съ давнихъ поръ существуете въ Мингреліи обычай брать изъ церквей иконы, которыя ізвѣстны въ народѣ своимъ чудотворнымъ действіемъ, для преданія проклятію ближняго изъ-за личныхъ малозначительныхъ въ бытовомъ отношеніі споровъ і раздоровъ. Недавно имелъ мѣсто такоі случай въ Мингреліи, въ одномъ ізъ селеній Сенакскаго уѣзда. Нѣкто Г., желая во что бы то ни стало присвоить себѣ участокъ земли, принадлежащій родственнику его Т., пустился на такую хитрость.

Онъ отправилъ посредниковъ къ Т. съ порученіемъ передать тому, что онъ, Г., видѣлъ во снѣ, будто участокъ земли, которымъ владѣлъ Т , перешелъ въ его собственность, и потому онъ не можетъ допустить, чтобъ этотъ учамтокъ оставался въ пользованіи его теперешняго владѣльца. Если же Т. не согласится добровольно на передачу земли, то Г, грозилъ принести икону Георгія Побѣдоносца изъ Зугдидскаго уѣзда, и предать Т. анафемѣ въ присутствіи сельскаго общества. Прісланные Г-мъ посредники явились къ Т. и объяснили, что въ томъ случаѣ, если
Т. не исполнить требованія Г., то послѣдніі можетъ принести изъ села чудотворный образъ Георгія Побѣдоносца и въ присутствие общества проклянетъ своего родственника и весь его родъ.

При такой угрозѣ, какъ мнѣ разъяснили, всякое трѳбованіе, будетъ ли оно законно или незаконно, непремѣнно надо исполнить. Если же въ продолженіе 3 мѣсяцевъ со дня преданія анафемѣ, требованіе не будетъ исполнено добровольно, то лицо, обязанное возвратить требуемую вещь, сходить съ ума, начинаетъ бить себя плетью по спинѣ, выкрикивая: "освободи меня отъ проклятія» .

Въ концѣ-концовъ умалишенный направляется въ домъ проклявшаго его и удовлетворяетъ его требованіе, каково-бы оно ни было. Бываютъ будто-бы случаи, что преданный анафемѣ не лишается разсудка, но во всякомъ случаѣ тяжко заболѣваетъ. Правомъ брать икону пользуются всѣ, кто только пожелаетъ. Въ октябрѣ мѣсяцѣ п. г. действительно Г. принесъ икону Георгія Побѣдоносца изъ села въ сопровождении священника и старосты той же церкви и публично проклялъ родственника и весь его родъ.

При этомъ многіе изъ присутствующихъ , заразившись примѣромъ, помня кое-какія обиды оть своихъ сосѣдей и родныхъ, стали предавать анафемѣ другъ друга. Все это по словамъ старожиловъ практикуется въ Мингреліи весьма часто. Пора положить конецъ существовавію этого дурного обычая. Обычай разсчитанъ на невѣжество деревенскихъ жителей и несогласенъ съ духомъ христіанскаго ученія. Имя св. Георгія Побѣдоносца, конечно, употребляется всуе. Однако, довольно часто бываетъ, что лицо, преданное анафемѣ, отъ одной мысли о тяготѣющемъ надъ нимъ проклятіи, действительно лишается разсудка или тяжко заболѣваетъ.

Этнограф. обозрение, 1901, №1
"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".

Antares

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 944
  • Репутация: 602
  • Antares Antares Antares
Месть обидчику в народе
« Ответ #8 : 17 Июня 2019, 10:04:07 »
Иногда,  не  находя  защиты  у  знахарей  въ  бѣдахъ  и напастяхъ,  страдальцы  ищутъ  огражденія  отъ  напастей, исходящихъ  отъ  лихихъ  людей,  въ  храмѣ.  Бывали  случаи разъясненій  такихъ  сомнѣній:  „будетъ  ли  грѣхомъ,  вопро­шаетъ  недоумѣвающій,  въ  отмщеніе  NN  (на  котораго указала  ворожея),  поставить  церковную  свѣчу  свѣтиль­ней  (возжигаемымъ  концомъ)  внизъ?  Цѣль  просителя,  при возжиганіи  свѣчи  съ  противоположнаго  конца,  та,  чтобы направить  указаннымъ  средствомъ  намѣренія  лихого  чело­вѣка  въ  обратную  сторону.  Или,  такая  просьба:  „нельзя ли  отслужить  молебенъ  Каину— историческому  убійцѣ?" Мысль  просителя—смягчить  ожесточенную  душу  злодѣя, иначе,  снискать  вмѣсто  гнѣва  милость.
Свящ. Павелъ  Боголюбовъ//Пензенские епархиальные ведомости.1908

Священникъ  с.  Липяговъ  о.Ключевъ   приводитъ  слѣдующій  фактъ,  показываю­щій,  что, по мнѣнію простаго  народа,  можно  молить­ся  о  мщеніи  за  ту  или  другую  обиду.  По  словамъ о. Ключева,  крестьяне,  особенно  женщины,  считая себя обиженными кѣмъ  либо,  ставятъ предъ  образомъ Спасителя  свѣчку нижнимъ  концемъ  вверхъ,  и  зажи­гаютъ  ее  не  съ  того  конца,  на  которомъ  выпущена свѣтильня,  а  съ  противоположного.  Затѣмъ  обиженные  молятся,  чтобы  Господь  „поставилъ  обидчика и  весь  его  домъ вверхъ  дномъ"— подобно  тому,  какъ поставлена  свѣчка.  Такимъ  образомъ,  человѣкъ,  по представленію  народа, не  только не обязанъ  прощать всевозможныя обиды  и оскорбленія  со  стороны  ближ­нихъ,  чего  требуетъ  духъ  христіанской  любви,  но можетъ  мстить  за  эти  обиды и  оскорбленія  причине­ніемъ  виновнику  ихъ  соотвѣтствующаго  или  даже большаго  зла. Чтобы  успѣшнѣе  достигнуть  этой цѣли можно  просить  помощи  у  Господа  Бога.

Пензенские епархиальные ведомости. 1876. № 15

Многие верят, что, если поставить свечу перед Иоанном Воином, или пред иконой другого какого-нибудь святого, верхним концом вниз, или извертеть её спиралью, то вора непременно скорчит. И потому, означенная операция над свечею, употребляется, как средство отомстить врагу- обидчику.
Чтобы извести человека нелюбимого с болого света, следует поминать его на проскомидии за упокой, он непременно умрет.

Свящ. Дмитрий Кириллов//Воронежские епархиальные ведомости. - 1868. - № 5.

Antares

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 944
  • Репутация: 602
  • Antares Antares Antares
Месть обидчику в народе
« Ответ #9 : 18 Июня 2019, 12:29:27 »
Мошенничество  и  воровство  в старину рѣдко  случались.  Какъ  тогда  вѣрили  деньги взаймы?  Почти безъ  росписокъ,  и   деньги  всегда  аккуратно   платились. „Бывало,  кто  не  платитъ,  говорятъ  старожилы, пригрозишь ему  поставить  кресты  въ  домѣ,  и  онъ  сейчасъ  заплатитъ: крестовъ  этихъ  боялись  тогда  больше  суда".  А  нынѣ обманъ  на  каждомъ  шагу;  деньги,  взятыя  взаймы,  большею частію,  стараются  не  платить; банкротство купцовъ—обык­новенное  явленіе.

Пензенские епархиальные ведомости. 1881, №7