III. Вѣдъмы, колдуны, знахари.
Вѣдьмы и вѣдьмаки рождаются съ маленькими хвостиками отъ 12-ти дѣвокъ одного поколѣнія тринадцатыми. Нѣкоторыѳ полагаютъ, что дѣвка дѣвку рождаетъ до 9-ти разъ, а десятая будетъ вѣдьма съ хвостикомъ. Хвостики молодыхъ вѣдьмъ и вѣдьмаковъ бываютъ не болѣе полувершка или вершка, а къ 40 и 50-ти годамъ они достигаютъ длины въ 5 вершковъ. Колдуны и вѣдьмы всегда бываютъ сердитыми для народа, всегда ему во всемъ вредятъ, и оборачиваются сороками, свиньями, кошками и всякой- гадиной. Чтобы избавиться отъ вѣдьмы, если она кинется на человѣка, надо бить ее наотмашь, и то одинъ разъ. Кто хочетъ быть ученой вѣдьмой или колдуномъ, долженъ отказаться отъ отца и матери и отъ всего рода отъ 12 колѣнъ, при чемъ, отрекаясь, долженъ стоять на иконѣ, положенной внизъ ликомъ, на перекресткѣ дороги, или въ другомъ какомъ мѣстѣ, гдѣ много водится чертей.
— Жили два кума: одинъ колдунъ, а другой нѣтъ. Неколдунъ и говорить колдуну: „научи меня, кумъ, колдовать а . — Если будешь исполнять все, что я тебѣ ни скажу, и отречешься отъ роду, то и будешь умѣть колдовать" .— „Исполню все а , отвѣтилъ тотъ. — „Такъ слушай: завтра, какъ встанешь, возьми икону съ божнички и бѣги на перекрестокъ; тамъ на самой срединѣ перекрестка положи икону внизъ ликомъ и стань на нее ногами и стой, пока не придетъ къ тебѣ „ёнъ* На другой день мужикъ такъ и
сдѣлалъ, какъ говорилъ кумъ. На перекресткѣ ему не пришлось долго ждать. Онъ слышитъ голосъ сзади себя: „Исполнилъ ли все то, что я тебѣ говорилъ?" — „Исполнилъ", отвѣчаетъ мужикъ. — „Ну, лѣзь сюда!" Мужикъ обернулся и увидѣлъ сзади себя большую собаку съ разинутой пастью. Испугался онъ и взмолился:
"Господи, куда же я полѣзу?" Собака тотчасъ провалилась, а мужикъ, не сдѣлавшись колдуномъ, пришелъ домой и сталъ чахнуть. Почахъ, почахъ, да черезъ годъ и умеръ.
*Крестьяне черта рѣдко зовутъ по имени изъ страха къ нему, а обовначаютъ его мѣстоимееіемъ "ёнъ" , т. е. онъ.
Колдуна и вѣдьму узваютъ по тѣни: у нихъ всегда бываетъ двѣ тѣни. Если ты встрѣтишься съ колдуномъ или вѣдьмой, то и смотри: если у тебя одна тѣнь, а у встрѣчнаго двѣ — значить онъ нѳпремѣнно колдунъ, а если женщина, то вѣдьма— колдунья. Дѣйствуютъ колдуны и вѣдьмы при помощи черта. Они на поляхъ
вавязываютъ въ хлѣбѣ куклы, въ домахъ из вод ять и портятъ скотину, а вѣдьмы, вромѣ того, окидываются кошками или сороками и нрибѣгаютъ или прилетаютъ на дворъ къ сосѣдямъ доить молоко у коровъ.
— Въ одной деревнѣ у богатаго мужика коровы совсѣмъ не ста- ли давать молока. Его и научили взять топоръ, сѣсть на дворѣ подъ куринымъ наоѣстомъ ночью и караулить, кто ночью выдаиваетъ молоко у коровъ. Ночью на дворъ пришла кошка и начала мяукать. Помяукала немного — и вдругъ обратилась въ простоволосую бабу въ одной рубахѣ и начала доить корову въ кожаный мѣшокъ. Мужикъ, не теряя времени, схватилъ топоръ в наотмашь топоромъ ударилъ бабу по рукѣ, такъ что отсѣкъ ей руку. Баба исчезла. Пришелъ мужикъ въ избу, посмотрѣлъ на свою мать, а она лежитъ съ отсѣчѳнной рукой и слегка
стонетъ, — онъ тутъ такъ и обмеръ: кошкой-вѣдьмой была его родная мать. Объявилъ мужикъ сходу, что его мать— вѣдьма. Міръ велѣлъ ее никуда не выпускать, — въ противномъ случаѣ убьютъ ее.
При свадьбахъ надо имѣть большую осторожность, а то тотчасъ получишь непріятность отъ духовъ и вѣдьмъ-колдуній: или болѣзнь напустятъ какую-нибудь на молодыхъ, или порчу, съ которой могутъ остаться на всю жизнь, если не найдешь хорошей бабки. Колдуны и колдуньи портятъ на свадьбѣ не однихъ молодыхъ, но и постороннихъ людей, а поѣзжанъ взачастую.
„Наученыя колдуньи" большею частію доживаютъ до глубокой старости и смерть ихъ бываетъ ужасна.
— У насъ надъ оврагомъ стояла ветхая избушка, а въ избушкѣ этой жила старая престарая старуха „наученая колдунья-вѣдьма", угрюмая на видъ, желтая, какъ рыжикъ, съ морщинами на лицѣ по аршину и съ такимъ носомъ, какъ собака на бугрѣ. Въ жилищѣ у нея никого и ничего не было, кромѣ такого же стараго кота да махотокъ. Съ однимъ котомъ она держала совѣтъ, съ нимъ и дѣлила свою скудную пищу. Къ ней много ходило разнаго темнаго люда, ни въ чемъ несвѣдущаго, и разспрашивали у ней о своей жизни и будущей судьбѣ. Старуха на все имъ давала отвѣты. Ее почитали за знахарку, а потомъ и за колдунью. Народъ запримѣтилъ, что она зналась съ чертомъ, что котъ ея никто-иное, какъ чертъ, и найденъ онъ былъ гдѣ-то въ лѣсу.
Когда старуха узнала, что это не котъ, а чертъ, то стала его кормить и поить вмѣстѣ съ собою, а онъ ее сталъ научать всякому колдовству. Подъ конецъ чертъ старуху замучилъ. Она сдѣлалась, какъ бѣшеная, и злая, какъ звѣрь. Народъ въ недоумѣніи началъ ее опасаться. Разъ она соскочила со своей кровати ночью и растянулась по срѳдинѣ избы, потомъ съ полу встала и полѣзла подъ печку. Тамъ она по-собачьи брехала, по-кошачьи мяукала и, наконецъ, подъ утро вылѣзла изъ-подъ печки и легла на полъ. Народъ собрался къ ней и смотрить на все это съ ужасомъ, а колдуиья все еще мучится. На груди у ней собралось
несмѣтное число зиѣй и ящерицъ, и всѣ онѣ ворочаются на ней, какъ масса червей въ навозной кучѣ: однѣ лѣзутъ въ ротъ, другія въ уши, а старуха только мотаетъ головой да поминутно высовываетъ языкъ. Наконецъ, она перестала дышать, только гады производили шумъ. Народъ видить, что старух а околѣла, собрался на сходку и на сходкѣ положили старухину избу и вмѣстѣсъ нею сжечь. Разсказываютъ, что когда горѣла изба, въ ней слышенъ былъ шумъ и крикъ, собачій лай и другіе голоса. Избушка вскорѣ сгорѣла дотла, и уголья посыпались въ оврагъ, а на томъ мѣстѣ образовалась глубокая яма, и на днѣ ея долгое-долгое время водились ядовитый змѣи.
Если колдунъ или колдунья завяжетъ куклу въ хлѣбѣ, то нужно ее снять кочергой и вынести за загонъ, не оглядываясь, или тутъ же сжечь, не выдергивая. Дѣлаютъ и такъ: берутъ осиновый колышекъ, расщепляютъ его, въ расщепъ захватывают куклу и вытаскиваютъ. Отъ этого средства, говорятъ, виновникъ куклы сильно страдаѳтъ — у него дѣлается сильная боль въ поясницѣ.
Если куклу замѣтишь на возу въ снопѣ, то возъ долженъ повернуть ввѳрхъ колесами, выдернуть куклу, положить между спицами колеса и вертѣть его. Колдунъ не утерпитъ, съ нимъ сдѣлается не по себѣ, онъ сейчасъ же прибѣжитъ и спроситъ, что ты дѣлаешь.
Кромѣ куклы, колдуньи часто дѣлаютъ прожины въ хлѣбѣ особыми ножницами, который онѣ привязываютъ кь своимъ ногамъ во время прожины. Все это они (колдуны и колдуньи) дѣлаютъ для того, чтобы у нихъ было больше хлѣба: нечистая сила съ того загона, гдѣ они дѣлаютъ куклу или прожинъ, по зернамъ ната-
скиваютъ имъ полные закрома. Черненькія букашки (жучки), что ползаютъ въ узлѣ куклы, по мнѣнію многихъ, есть нечистая сила.
— Къ одному священнику приходить крестьянинъ и жалуется ему, что у него въ хлѣбѣ кукла завязана. Хорошій былъ загонъ съ рожью, пожалуй, копенъ въ 12-ть, а онъ долженъ его оставить, такъ какъ отъ куклы, колдовства этого, если скосишь, легко можешь жизни лишиться или получишь такую болѣзнь, съ которой и свѣкуешь. Священникъ пошѳлъ съ нимъ въ поле, обошелъ загонъ и сказалъ: „коси смѣло, ничего тебѣ не будетъ". Былъ ли священникъ колдунъ или нѣтъ, разсказчикъ сомнѣваѳтся, не знаетъ на что подумать. Только не успѣли съ поля вернуться священникъ съ мужикомъ, какъ къ нему, батюшкѣ, прихо-
дить другой мужикъ и зовѳтъ его больную пріобщить, — жену что-то вдругъ схватило, еле-еле дышетъ. А священникъ и говорить ему: „Стыдно и грѣшно тебѣ, Борисовъ (такъ звали мужика), что жена твоя занимается такими дѣлами. Убирайся ты отъ меня, — пса не причащаютъ". Мужикъ потупился, покраснѣлъ и ничего не сказалъ, а священникъ такъ и не пошелъ къ больной. Умереть она въ ту пору не умерла, а мучилась лихо: на стѣну лѣзла, волосы на себѣ рвала и такъ вплоть до масляницы. На масляницѣ Борисовъ опять пріѣзжаѳтъ къ священнику и просить его благословить, гдѣ ему могилку копать, такъ какъ жена его умерла. Священникъ благословенія ему не даетъ, а говорить; „вырой-ка, Борисовъ, въ Каменномъ бору. А верхъ этотъ отъ погоста будетъ въ двухъ верстахъ. Солоно пришлось мужику, но онъ ничего не сказалъ батюшкѣ, только потупился. Священникъ опять началъ говорить: „Вѣдь ты все зналъ, какова она была, а остановить ее не могъ? Сколько зла-то она нѳдѣлала, и можно ли пса со всѣми креще-
ными хоронить вмѣстѣ? Ну, вотъ что, Борисовъ, поди-жѳ ты и выкопай могилу на кладбищѣ, только въ самомъ углу, къ ниж- нему боку, около самой канавы, гдѣ еще никто не похороненъ". Мужикъ выкопалъ могилу, и передъ вечеромъ принесли хоронить покойницу. Дьячекъ приходить къ батюшкѣ за ключами, чтобы отворить церковь и внести умершую. Батюшка не только не далъ ключей отъ церкви, но и не пошелъ ее отпѣвать, разбранилъ дьячка. „Если вы съ пономарями не знаете, такъ я то знаю", говорилъ онъ: „пса въ церковь не носятъ, пойдите, отпойте, какъ знаете, а я не пойду и въ церковь не позволю нести. Да возьмите все за похороны: и деньги, и пироги, и вино".— Такъ строго за куклу осудилъ свящѳнникъ эту бабу, что на улицѣ ее отпѣвали дьячекъ съ пономаремъ. Значить, куклу завязывать грѣхъ непростительный. (Случай происшедшій въ с. Ломовомъ, Орловской губерніи при крѣпостномъ правѣ).
— Жила старушка съ сыномъ. Сперва, когда сынъ быль малъ, они жили очень бѣдно. Съ лѣтами сына у ней хозяйство стало улучшаться: сынъ работалъ въ полѣ на своемъ надѣлѣ и около дома прилежно хозяйничалъ. Дѣла у нихъ пошли хорошо, всего доставало на долгую зиму, и сынъ радовался, а мать ему говорила: „не радуйся, сыночекъ, все во власти Божіѳй". Лѣтомъ, въ рабочую пору, сынъ старухи косилъ рожь. Прошѳлъ два ряда, идетъ третій, какъ видитъ— кукла завязава во ржи его. Сорвалъ онъ эту куклу, принѳсъ къ обѣду ее къ себѣ въ домъ, завязалъ ее веревочкой глухимъ уэелкомъ и повѣсилъ въ амбарчикѣ подъ самый конѳкъ. Мать было отсовѣтовала ему это дѣлать, чтобы не было съ нимъ чего худого, а онъ говорить ей: „ничего, ма- тушка, я проучу его, какъ завязываютъ у бѣдныхь и честныхъ людей куклы на загонахъ". Наступила осень. Сынь старухи сидѣлъ около своего амбарчика и вилъ поводъ. Къ нему подходить нѳизвѣстный мужичекъ, срѳднихъ лѣтъ, въ короткой сѣренькой поддёвочкѣ, лапотки съ онучками за плечами, любуется амбарчикомъ сына старухи и просить его показать внутренность амбар
чика. Сынъ старухи, не подозрѣван ничего, отпираетъ амбарчикъ и показываетъ прохожему, а прохожій ходилъ, ходилъ да какъ бросится къ коньку амбара, гдѣ привязана была кукла, сорвалъ ее и опрометью завился вонъ. Малый бросился за нимъ, но догнать не могь. Сказалъ ему прохожій мужичекъ: „Чего я добивался, то и нашелъ. Теперь помни себѣ!" На другой день сынъ старухи сталь жаловаться на животъ; у него открылся сильный поносъ, а на четвертый день онъ разстался съ своей любимой матушкой на вѣки.
Вотъ почему нельзя срѣзать или срывать куклы: можешь' черезъ это умереть. Надо срывать и срѣзать при священникѣ, который въ это время должеиъ читать евангеліе.