Часть1
Въ представленіяхъ бѣлорусса очень ярко выступаетъ подраздѣленіе явленій на Двѣ грани— доброе и злое, нечистое; все доброе своимъ источникомъ имѣетъ Бога, а нечистое — діавола. Христіанская религія оказала на міровоззрѣніѳ бѣлорусса громадное вліяніе, но всетаки нельзя сказать, что старые вѣрованія измѣнились кореннымъ образомъ: они приняли лишь иныя формы. Подъ вліяніемъ христіанства всѣ доб-
рыя существа, помогающія человѣку, слились въ прѳдставленіи бѣлорусса въ образъ Единаго Бога и его служителей — ангеловъ и святыхъ; злыя же существа, направляюгдія свою дѣятельность ко вреду человѣка и строящія для него разныя козни, соедини- лись подъ собиратѳльнымъ имѳнемъ — чортъ, нечистый.
Съ чортомъ бѣлоруссу приходится постоянно бороться, поэтому неудивительно, что онъ имѣетъ о немъ довольно отчетливое представленіе; подмѣтилъ въ немъ разныя характеристическія черты и сохранилъ въ своей памяти многія имена его, которыя уже не обозначаютъ отдѣльныхъ существъ, а только характеризуютъ чорта по его мѣстожительству и роду дѣятельности, напр., домовикъ— -тотъ же чортъ, только живущій въ домѣ, лѣсовикъ— тоже чортъ, только живущій въ лѣсу и т. д.; даже русалки и тѣ часто
сливаются у бѣлорусса съ понятіемъ о чортѣ.
Относительно представления бѣлорусса о Богѣ мы можемъ узнать преимущественно изъ различныхъ версій и легендъ о хождѳніи Бога по землѣ. Въ нихъ главнымъ образомъ выставляется на видъ доброта и милосердіе Божьи. Въ разсказахъ мы очень часто видимъ, какъ Богъ награждаетъ людей за добро и избав-
ляетъ бѣдныхъ отъ ихъ горькой участи. У бѣлорусса настолько слилось представленіе о Богѣ съ пред-
ставленіемъ о добрѣ, что онъ не можетъ вообразить добра безъ особеннаго соучастничества въ немъ Бога.
По представленію бѣлорусса, Богъ живетъ на небѣ въ огромномъ домѣ. Небо есть громадный сводъ, сдѣланный изъ вещества, похожаго на стекло. Звѣзды — это свѣчи, которыя, съ наступлѳніемъ вечера, зажигаются ангелами.
Изъ святыхъ утодниковъ Божіихъ у бѣлоруссовъ особенно почитается вѳликомучѳникъ Георгій. Бѣлоруссъ считаетъ его покровителемъ своихъ стадъ и даже дикихъ звѣрей. Празднованіѳ въ честь св. Георгія совершается 23 апрѣля, какъ разъ въ то время, когда впервые приходится выгонять скотъ въ поле.
Разсмотримъ теперь, въ какихъ образахъ рисуется въ воображеніи бѣлорусса представитель нечистой силы — чортъ.
Чортъ, по народному представленію, имѣетъ тѣлесный образъ; онъ съ виду черный, косматый, имѣетъ на головѣ два небольшихъ рожка, сзади хвостъ, на ногахъ и рукахъ много острыхъ когтей; у чертей мужского пола есть даже борода, но борода эта жиденькая, козлиная. Чортъ можетъ принимать на себя раз-
ные образы; онъ можетъ являться въ образѣ животныхъ и даже человѣка. Принимая на себя образъ человѣка, онъ является преимущественно въ видѣ пана. Но какъ бы чортъ ни старался подделаться подъ человѣка, все-таки его легко узнать по рогамъ на головѣ и хвосту, такъ какъ эти признаки имъ не могутъ быть ни сброшены, ни измѣнены. Поэтому онъ старается по возможности закрыть эти отличительные свои
признаки одеждой, и потому онъ всегда является въ шляпѣ и перчаткахъ .
Всѣми чертями управляете "самы старшы чортъ — Аццыпаръ, Ничыпаръ». Онъ "прабывАя пастаянна в пекли, за двананцацю дзьвярыма, на двананцаци ланцугОхъ» Пѳкло находится подъ землею, въ болотѣ.
Въ водѣ на самомъ днѣ находится спекло». Небольшія глубокія ямы, встрѣчающіяся на лугу, бѣлоруссъ зоветъ «чортовыми окнами», и дѣти боятся бросать что-либо въ эти ямы или измѣрять ихъ глубину, чтобы не раздразнить чорта.
Не всѣ, однако, черти ссѣдзяць в пекли: желаніе вредить людямъ тянетъ ихъ на поверхность земли.
Съ этой цѣлью чортъ пріискиваетъ себѣ жилище поближе къ человѣку. Но какъ бы то ни было, чортъ больше всего выказываетъ симпатіи къ водѣ и болоту; вода и болото— его стихія, и вблизи ихъ онъ старается обосновать главное свое становище.
По дорогѣ изъ сел. Вселюба въ д. Рецемлю, на четвертой верстѣ, съ правой стороны, есть большая
яма. Разсказываютъ, что на этомъ мѣстѣ чортъ имѣлъ намѣреніе построить домъ и вы копалъ яму для подвала, но пѣніе пѣтуха мѣшало ему окончить свою работу.
Въ с. Никольскѣ, Мин. у. чорту постоянно придаютъ эпитетъ «лозатый», вѣроятно, характеризуя тѣмъ его мѣстожительство. Всякое злое дѣло имѣетъ своимъ виновникомъ чорта. У бѣлорусса на вопросъ: почему ты такъ худо сдѣлалъ? первый отвѣтъ: «А чортъ яго вѣдая». Изъ этого можно заключить, насколько
везlѣ присущъ чортъ. Однако, не по всѣмъ мѣстамъ чорту можно рыскать на землѣ; такъ, ему нельзя взлетать на льнянище, коноплянище и пшеничнище, потому что изъ этихъ веществъ приготовляются «алёй" (масло) и просфоры, которыя постоянно употребляются въ церкви; чорту нельзя также находиться въ водѣ съ Богоявленья до Рождества Іоанна Предтечи, садиться на вербу съ Вербнаго воскресенья до Богоявленія, и на всѣ вообще травы съ Рождества Іоанна Предтечи до зимы. Бѣлоруссъ говоритъ, что
чортъ съ Богоявленія по Вербное воскресенье сидите па вербѣ, съ Вербнаго воскресенья до Рождества Предтечи— на травахъ, а съ Рождества Предтечи до Богоявленія - въ водѣ.
Гдѣ бы чортъ ни жилъ, онъ старается устроиться обществомъ, которымъ управляетъ «старшы», обыкновенно старѣйшій въ обще- ствѣ. Онъ имѣетъ большую власть надъ остальными чертями, имѣетъ право налагать наказанія на нихъ за сдѣланныя преступленія и даже изгонять изъ общества; такъ, извѣстно изъ одного разсказа, что чортъ даже служилъ некоторое время человеку по опредѣленію «старшОго». Какъ бы ни было сурово наложенное наказаніе, чортъ долженъ отбыть его безапелляціонно.
Черти женятся, имѣютъ дѣтей и живутъ семьями. Когда поднимется вихрь, то бѣлоруссъ убѣжденъ, что это ѣдетъ "чортово вясельле» . Если въ это время бросить въ вихрь какое-либо острое орудіе, то на немъ можно замѣтить кровь; это означаетъ, что брошенное орудіе попало въ чорта. Черти любятъ сборища, на которыхъ они разсказываютъ другъ другу про свои похожденія. Эти собранія происходить гдѣ-либо
въ опредѣленномъ мѣстѣ, вблизи болотъ, среди лѣса, иль кустарника, вообще въ мѣстахъ, болѣе или менѣе сокрытыхъ отъ взоровъ людскихъ. Еще бываютъ собранія чертей на перекресткахъ дорогъ, но они, по всей вѣроятности, имѣютъ характеръ случайныхъ встрѣчъ. Мѣста сходбищъ чертей (дзѣ черци сходзяцца)
народъ зоветъ нечистыми, погаными, страшными. Вся дѣятельность чорта направлена ко вреду человѣка, такъ какъ чортъ всѣми мѣрами старается заполучить человѣческую
душу. Такъ какъ Богъ отдаетъ въ распоряженіе чорта лишь души, обремененныя грѣхами, то чортъ прилагаетъ всѣ старанія къ тому, чтобы вовлечь человѣка въ грѣхъ; и каждый содѣянный имъ грѣхъ чортъ записываете для памяци на валовьей шкуры» . Списокъ грѣховъ, сдѣланныхъ человѣкомъ, чортъ, послѣ его смерти, представляетъ Богу въ доказательство своихъ правъ на полученіе души.
Иной разъ чортъ прямо закупаетъ у человѣка душу, предлагая ему за нее разныя услуги, матеріальный достатокъ и богатство. Для большей вѣрности заключаемыя въ подобныхъ случаяхъ договора, чортъ требуетъ отъ человѣка расписки на душу. Расписка пишется человѣческой кровью, которую добываетъ за-
кладчикъ души изъ своего мизинца, сдѣлавъ на немъ ранку. Чортъ обыкновенно прячетъ такія расписки подъ кожу на голени, отъ чего у него получается хромота. Расписку, выданную на душу, можно получить обратно, только ради этого нужно сходить «у пекло къ Анцыпару» и хорошенько настращать его святой водой и крестомъ; тогда онъ созоветъ всѣхъ чертей и прикажет» получившему расписку выдать се обратно.
Бываютъ случаи, когда чортъ, помогая человѣку разбогатѣть, требуетъ отъ него какой-либо услуги и строго мстить за невыполненіе ея. Разсказываютъ, что одному крестьянину носилъ чортъ деньги. Въ благодарность за это крестьянинъ всякій разъ долженъ былъ приготовлять ему яичницу. Чортъ, бывало, прилетитъ, съѣстъ яичницу, положитъ деньги въ тарелку и улетитъ. Подмѣ- тилъ это батракъ и съѣлъ однажды яичницу, приготовленную чорту, а въ тарелку намаралъ. Прилетѣлъ чортъ и увидѣлъ это.
Разсердился онъ тогда и зажегъ домъ крестьянина. (Тутъ, по всей вѣроятности, рѣчь идетъ про домового.)
Въ иныхъ случаяхъ чортъ является человѣку какъ бы для того только, чтобы напугать его; въ такихъ случаяхъ крестьянинъ говоритъ, что онъ видѣлъ «страхъ". Но всегда однако чортъ безпокоитъ человѣка своими злыми выходками, бываетъ много случаевъ, когда онъ лишь подшучиваетъ надъ человѣкомъ. Вотъ крестьянинъ только что видѣлъ свою "люльку", а она "ачывидки дзѣ-то згинула» , какъ говорится —
"и сабаки ня брахали, а люльку украли". Это вѣрнѣй вѣрнаго продѣлка чорта; онъ сдѣлалъ «зацемненьне у ачв", и крестьянинъ не видитъ своей люльки, хотя она тутъ же вблизи его находится. Въ такомъ случаѣ слѣдуетъ лишь три раза сказать: «Чортъ, чортъ! аддай маю люльку»,— и онъ отдастъ. Когда бѣ-
лоруссь одолжаетъ кому-либо цѣнную для него вещь, то онъ опасается наказывать должнику, чтобы тотъ непремѣнно возвратилъ ее, иначе чортъ постарается такъ устроить, чтобы вещь не была возвращена, и прямымъ послѣдствіемъ этого будетъ ссора между кредиторомъ и заимодавцемъ.
Описывая явленіе чорта человѣку, нелишне замѣтить, что они происходятъ почти всегда ночью, главнымъ образомъ в полночь; днемъ же очень рѣдко случается видѣть "страхъ", а когда и случается, то не иначе, какъ въ полдень. Поэтому бѣлоруссъ стра- шится въ эти часы итти куда-нибудь въ глухое мѣсто въ одиночку, и особенно это можно замѣтить среди женщинъ. "Полночь и полдень" олицетворяются бѣлоруссами, и часто можно слышать про ихъ явленія въ человѣческомъ образѣ людямъ. Но когда бы
"страхъ» ни являлся, во всякое время имѣетъ на него магическое дѣйствіѳ пѣніе пѣтуха; ни въ какое время онъ не можетъ устоять противъ него и всегда, заслышавъ его, исчезаетъ.
При своихъ явленіяхъ людямъ чортъ мѣняетъ свой образъ на разные лады, измѣняетъ даже сообразно своимъ цѣлямъ видъ вещей. Но всѣ эти измѣненія не полное измѣненіѳ его существа, а лишь кажущееся для глазъ человѣка. Это, какъ выражается бѣлоруссъ, чортъ только "туманъ пуская в очы». Этимъ объясняетъ бѣлоруссъ также и неожиданную потерю съ глазъ какой-либо вещи. Умѣньемъ спускать "туманъ в очы» обладаетъ не одинъ чортъ, но и знахари, и даже большіе воры.
Прежде сказано было, что Богъ постоянно дѣлаетъ добро для человѣка, а чортъ, напротивъ, стремится дѣлать ему одно лишь зло. Уже по этому одному чортъ является противникомъ Богу. Эта черта въ чортЬ сказалась еще при твореніи. Чортъ хотѣлъ подшутить надъ Богомъ, но Богъ оказался сильнѣе его и обра-
тилъ его шутку во вредъ ему. Какъ своего противника, Богъ часто наказываетъ чорта, пускаетъ въ него громовыя стрѣлы. Чортъ прячется отъ нихъ куда-только можетъ — подъ дерево, подъ корову, подъ лошадь и т. п. Стрѣла, пущенная въ него; поэтому иногда попадастъ въ тѣ предметы, подъ которые онъ прячется, и наноситъ имъ существенный вредъ. Чортъ можетъ прятаться даже подъ человѣка, и нужно сказать, что это самое вѣрное убѣжище для него, такъ какъ человѣкъ наиболѣе всего близокъ къ Богу и очень возможно, что Богъ можетъ удержать свою карающую десницу ради своего любимца. Чтобы отогнать
оть себя чорта, человѣкъ во время грома долженъ креститься, быть въ молитвенномъ расположении духа, не шутить и не смѣяться; нельзя также въ это время подпускать къ себѣ близко собаку, потому что собака "несвященная костка* и чортъ имѣетъ вполнѣ свободный доступъ къ ней. Особенно строго бережется
бѣлоруссъ во время грозы стоять въ водѣ. Вода, стихія наиболѣе доступная чорту; поэтому вполнѣ
возможно, что чортъ можетъ спрятаться подъ человѣка, когда онъ находится въ водѣ. Поэтому бѣлоруссъ, завидѣвъ тучу еще издалека, никогда не рѣшится купаться. Вѣроятно, поэтому же запрещается купаться со времени праздника св. Ильи, такъ какъ около этого времени бываетъ очень много грозъ. Если чортъ во
время грозы находится вблизи жилья человѣка, то онъ старается забраться туда, какъ въ мѣсто наиболѣе безопасное для него. Этого пуще всего боится бѣлоруссъ, потому что стрѣла, пущенная въ чорта, очень легко можетъ зажечь домъ. Для пред- отвращенія такой бѣды, бѣлоруссъ ставить во время грозы «гром-
ничную» (срѣтенскую) свѣчу на окна и плотно закрываетъ дыры, ведущія въ домъ.