Новости: 🌼 Объявляется набор в школу Магического Травничества 🌼

  • 21 Ноября 2024, 14:50:57


Автор Тема: Этнографические очерки (Гуляев С.И.)  (Прочитано 848 раз)

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3503
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
Гуляев С. И. Этнографические очерки Южной Сибири // Библиотека для чтения. 1848. Т. 90

На привораживание.


1."Встану я, раб Божий (имя молодца), и пойду из дверей дверьми, из ворот воротами, под восток, под восточную сторону, под светлый месяц, под луну Господню, к тому синему морю, синему морю-окияну. У того у синяго моря лежит бел Алатр-камень; под тем под белым Алатрем-камнем лежат три доски, а под теми досками три тоски тоскучия, три рыды рыдучия. Подойду я близехонько, поклонюсь низехонько. "Вставайте вы, матушки, три тоски тоскучия, три рыды рыдучия, и берите свое огненное пламя; разжигайте рабу (имя) девицу, разжигайте ее во дни, в ночи и в полуночи, при утренней заре и при вечерней. Садитесь вы, матушки три тоски, в ретивое ея сердце, в печень, в легкия, в мысли и в думы, в белое лицо и в ясныя очи; дабы раб Божий (имя молодца) казался ей пуще света белаго, пуще солнца краснаго, пуще луны Господней. Едой бы она не заедала, питьем бы она не запивала, гульбой бы не загуливала; при пире она или при беседе, в поле она или в доме, — не сходил бы он с ея ума-разума". Будьте вы, мои слова, крепки и лепки, крепче камня и булата. Замыкаю я вас тридевятью замками; запираю я вас тридевятью ключами. Нет моим словам переговора и недоговора, и не изменить их ни хитрецу, ни мудрецу".

2."Встану я, раб Божий (имя молодца), и пойду из избы в двери, из дверей в вороты, в чистое поле, под восток, под восточную сторону. Навстречу мне семь братьев, семь ветров буйных. "Откуда вы, семь братьев, семь ветров буйных, идете? Куда пошли?" "Пошли мы в чистыя поля, в широкия раздолья сушить травы скошенныя, леса порубленныя, земли вспаханныя". "Подите вы, семь ветров буйных, соберите тоски тоскучия со вдов, сирот и маленьких ребят, со всего света белаго, понесите к красной девице (имя девицы) в ретивое сердце; просеките булатным топором ретивое ея сердце, посадите в него тоску тоскучую, сухоту сухотучую, в ея кровь горячую, в печень, в составы, в семьдесят семь составов и подсоставков - един сустав, в семьдесят семь жил, единую жилу становую; чтобы красная девица (имя девицы) тосковала и горевала по (имя молодца) во все суточныя в двадцать четыре часа, едой бы не заедала, питьем бы она не запивала, в гульбе бы она не загуливала и во сне бы она не засыпывала, в теплой паруше калиновым щелоком не смывала, шелковым веником не спаривала, пошла, слезно плакала, и казался бы ей (имя молодца) милее отца и матери, милее всего роду-племени, милее всего под луной Господней, скатнаго жемчугу, платья цветнаго, золотой казны. Будьте вы, мои слова, крепки и лепки, крепче камня и булата. Ключ моим словам в небесной высоте, а замок в морской глубине, на рыбе на ките; и никому эту кит-рыбу не добыть, и замок не отпереть, кроме меня (имя молодца). А кто эту кит-рыбу добудет и замок мой отопрет, да будет яко древо, палимое молниею".

3."Встану я (имя) и пойду из дверей в двери, из ворот в ворота, в чистое поле, в широкое раздолье, к синему морю–окияну. У того у синяго моря Окияна лежит Огненный змей. Сражается и снаряжается он зажигать горы и долы и быстрыя реки; болотныя воды со ржавчиною, орлицу с орлятами, скопу со скопятами, травы подкошеныя, леса подсеченые. Подойду я поближе, поклонюсь пониже. Гой еси ты, Огненный змей! Не зажигай ты горы и долы, ни быстрыя реки, ни болотныя воды со ржавчиною, ни орлицу с орлятами, ни скопу со скопятами; зажги ты красну девицу (имя) в семьдесят семь составов, в семьдесят семь жил и в единую жилу становую, во всю ея хочь; чтоб ей милилось и хотелось, брало бы её днем при солнце, ночью при месяце, что бы она тосковала и горевала по (имя), сном бы она не засыпала, едою не заедала, гульбою не загуливала. Как белая щука–рыба не может быть без проточной воды и без пробежи, так бы красная девица (имя) не могла бы без (имя) ни жить, ни быть. Будьте, мои слова, крепки и лепки, крепче камня и булата, остраго ножа и борзометкаго копья. А ключ моим словам и утверждение, и крепость крепкая, и сила сильная в небесной высоте, а замок в морской глубине."



Обратная ссылка: https://mooncatmagic.com/etnograficheskie-materialy/21/etnograficheskie-ocherki-gulyaev-s-i/1165/
"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3503
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
Re: Этнографические очерки (Гуляев С.И.)
« Ответ #1 : 04 Мая 2019, 14:04:34 »
Встану я (имя рек) и пойду из дверей в двери, из дверей в вороты, в чистое поле. На встречу мне огонь и полымя и буен ветер. Встану и поклонюсь им низешенько и скажу так: "Гой еси, огонь и полымя! Не палите зеленых лугов, а буен ветер, не раздувай полымя, а сослужите службу верную, великую; выньте из меня (имя рек) тоску тоскучую и сухоту плакучую; понесите ее через борА, не потеряйте, через пороги, не уроните, через моря и реки, не утопите, а вложите, ее в рабу Божию (имя рек), в белую грудь, в ретивое сердце и в легкия, и в печень, чтобы она обо мне, рабе (имя рек), тосковала и горевала денну, ночну и полуночну; в сладких яствах бы не заедала, в меду, пиве и вине не запивала. Будьте вы, мои слова, крепки и лепки отныне и до веку. Заключаю крепким замком и ключ в воду."

Приведённые здесь заговоры являются присушками. Они наговариваются на вино, воду, хлеб и прочее. Иногда на оставленные на песке следы.
"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3503
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
Re: Этнографические очерки (Гуляев С.И.)
« Ответ #2 : 04 Мая 2019, 15:35:38 »
Отсушки

"Встану я (имя), пойду из избы в двери, из ворот в вороты, на быструю реку и стану я (имя) по три краты мытися и полоскатися, по три зари утрени и по три зари вечерни, и приговаривати:
—Гой еси, река быстрая, прихожу я к тебе по три зари утрени и по три зари вечерни с тоской тоскучей,
с сухотой плакучей, мыти и полоскати лицо белое, чтобы спала с моего лица белаго сухота плакучая,
а из ретива сердца тоска тоскучая. И понеси ты, быстра реченька, своею быстрою струею, и затопи ты её в своих валах глубоких, чтобы она никогда ко мне (имя), не приходила. А все эти слова заключаю замком крепким, и ключ — в воду".

"Пойду я в поле на травы зелены, на цветы лазоревы. Навстречу мне бежит дух-вихор из чистаго поля со своею негодною силою, с моря на море, чрез леса дремучие, через горы высокия, через долы широкие;
и как он бьёт травы и цветы, ломает и бросает, так же бы (имя) бил, ломал (имя) и бросал, и на очи не принимал, и до себя вплоть не допущал, и казался бы тот человек пуще змея лютаго, и жгло, и палило бы его огнём, громом и молнией. Тому слову моему нет края и конца, ни переговору и недоговору."

* В вихре летает нечистый дух, дьявол, негодная, нечистая сила. Во время грозы молния всегда на него падает. а дьявол в это время оборачивается в какую-нибудь домашнюю птицу, животного, ребёнка.
"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3503
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
Re: Этнографические очерки (Гуляев С.И.)
« Ответ #3 : 05 Мая 2019, 01:16:46 »
От уроков (сглажения).

"Отговариваю (имя) от колдуна и колдуницы, от чернаго и черемнаго (рыжаго), от белаго и русаго, от девки-самокрутки, от бабы-простоволоски. И как никто не может своего носа да глаза откусить, также бы не могли изурочить и испортить (имя), и не могло бы заразить его ветроносное язво. Будьте мои слова крепки и лепки и будьте, мои слова, единокрупно не в договоре и переговоре, тем моим словам губы на зубы — замок, язык мой — ключ. И брошу я ключ в море, останься замок в роте. Бросил я ключ в синее море, и щука-белуга подходила, ключ подхватила, в морскую глубину ушла и ключ унесла".

От лихорадки

Прежде всего, упомянув святого, именем которого называется больной лихорадкой*, знахарь говорит далее: « И Святый отче, Сисиние, отгоните от (имярек) Иродовых дщерей. Да не приближаются они к нему во веки. Прогоните их нещадно в места пусты и безводны».

*Нужно помолиться святому – покровителю больного. Например, так: «Святый отче Николае, моли Бога о нас». А затем начитывать: «Отче Николае, отче Сисиние, отгоните от (имярек) Иродовых дщерей…."

Далее наговаривают нижеследующее на вино или соль:

"Явился им с небеси огненный столп. Из того огненнаго столпа вышло 12 дев простовласых: первая Невея, вторая СинЯ, третья Легкая, четвертая ТрясунИца, пятая ЖелтунИца, шестая МученИца, седьмая Огненная, восьмая аки лед, девятая Временная, десятая Безименная, одиннадцатая Вешняя, двенадцатая Листопадная. Спрашивали их: (имя святаго угодника) и святый отче Сисиние:  “Куды оне?” Отвечали двенадцать дев: “Мы посланы от Ирода царя в мир, в род християнский кости их крушить, власы их студить, жилы их тянуть, самих их огнем жечИ”. Тогда (имя святаго угодника) и святый отче Сисиние начали их бить прутьями железными, и дали им каждой по тысяче ран. Тогда отвечала первая Невея: “Где мы сию молитву услышим (то есть начало этого наговора), не будем в домы их входить, кости их сушить, жилы их тянуть, власы их студить, самих их огнем жечИ”.  Век по веку, отныне и до веку".

Прежде всего читается молитва:   Да воскреснет Бог. Достойно есть. Потом:

"Встану я, раб Божий (имярек), благословясь, пойду, перекрестясь, из дверей в двери, из ворот в вороты, под восточную сторону, в чистое поле, к окияну-морю, на Свят Божий остров. На этом острове лежит Алатр -камень, на камени стоит Мати Пречистая Богородица. Просит и молит беспрестанно Господа Иисуса Христа об нас, грешных (имя). Прошу и молю, Пречистая Божия Матерь, усердно, своими горькими слезами! Заступи обо мне, рабе Божьем (имярек). Отгони злую лихоманку за тридевять земель в тридесятое пустое царство. Отгони и отведи от меня, Божья человека (имярек)!  Ключ в море, язык в роте".
"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3503
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
Re: Этнографические очерки (Гуляев С.И.)
« Ответ #4 : 05 Мая 2019, 08:22:43 »
Сибирская язва.
Обнаруживается у человека вдруг ввиде опухоли, большею частию на открытых частях тела:лице, шее, груди, руках.  Когда признаки болезни будут замечены, знахарь очерчивает больное
место безымянным пальцем (четвёртым от большого), читая молитву: «Да воскреснет Бог»,  и потом следующее:

«Встану я, раб Божий (имя рекъ), благословясь, пойду перекрестясь; умоюсь утреннею росою, утрусь тонким белым полотном и пойду из избы в двери, из дверей в вороты, под восточную сторону к Окияну морю. На том Окияне - море, стоит Божий остров, на том острове лежит бел горюч камень Алатр, а на камени святый пророк Илия с небесными ангелами. Молюся тебе, святый пророче Божий Илия! Пошли тридцать ангелов в златоковАнном платье , с луки и стрелы, да отбивают и отстреливают от (имя рекъ) уроки и призоры, и притки, щипоты и ломоты, и ветроносное язво, туда, куда крылатая птица отлетает, на черныя грязи, на топучия болота, и встречно и поперечно, стамовО и ломовО—на молоду, на ветху и на перекрое месяца.»

Вместо безымянного пальца очерчивают пораженное язвою место мертвым мылом (т. е. тем, которым обмывали умершего человека) или сосновым суком, который от гнилости или от другой причины выпадает сам собой. В первом случае, после обращения с молитвою к Илие пророку и силам небесным (ангелам), знахарь говорит:

«Спустите мне гром и моланью; отбивайте и отстреливайте от раба Божия (имя рекъ) уроки и призоры, щипоты и ломоты, потяготы и позевоты, и ветроносное язво, куда крылатая птица не залетает, и удалый молодец на коне не заезжает, встречное и поперечное, стамово и ломово, внутренно, споево, закожно и жилянно. Какъ у мертваго мертвеца колеют руки и ноги, зубы и губы, трепУщее тело, так бы колели у (имя рекъ) уроки и призоры и притки, щипоты и ломоты, потяготы и позевоты, и ветроносное язво, встречное и поперечное, стамовО и ломовО, нУтренно, спОево, закожно и жилянно.»

Во втором случае, когда очерчивает сосновым суком, после того же, как и в предыдущих двух наговорах,
Обращения к пророку Илие и ангелам, знахарь говорит:

"Какъ у матушки у сухой сосны, сохнут и посыхают сучья и коренья из белой болОни и краснаго сердца, так, бы сохло и посыхало у (имя рекъ) уроки и призоры и притки, щипоты и ломоты, потяготы и позевоты, на молоду, под полн, на перекрое и на ветху месяца; с буйной головы, с русых волос,  черных бровей,  ясных очей, с губ, с зуб, с рук, с ног, с легкаго и с печени, с крови горячей и трепущаго (живаго) тела."

Лекарю и больному весь Ильинский месяц (июль) жить должно во всей чистоте души и тела и не иметь блудного греха, без чего лечение не будет успешно.
В недавнее время знахари стали употреблять против сибирской язвы закусывание: на показавшуюся опухоль кладут платок, салфетку или тряпку, и кругом, со всех сторон обкусывают больное место, после чего на нем образуется нарыв и струп, который затем выпадает в виде воронкообразного стержня.
"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3503
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
Re: Этнографические очерки (Гуляев С.И.)
« Ответ #5 : 05 Мая 2019, 08:23:15 »
Чтобы не заблудиться в лесу.

"Встану я (имя рек), благословясь, пойду, перекрестясь, из избы в двери, из ворот в вороты, а из ворот в чистое поле; поклонюсь на все на четыре стороны и пойду в густой темный лес. Прийду в середину густаго леса, и найду там старца стараго, как лунь седаго; поклонюсь ему низехонько и скажу: “Гой еси, старец, как лунь седой! Скажи ты мне всю правду-истину, где живет царь Змиулан?” — “Поди ты в правую сторону к царю Змиулану: что не дуб стоит — Змиулан сидит,  что не ветер шумит — Змиулан говорит”. — “Гой еси, царь Змиулан! Прикажи ты своим верным слугам меня (имя рек) из сего леса темнаго вывести и направить на путь на дорогу”. Будьте, мои слова, крепки и лепки, отныне до веку. Замок в роте, а ключ в воду".

От Кикиморы.

"Ах, ты гой еси, кикимора домовая, выходи из горюнина дома скорее, не то задерут тебя калёными прутьями, сожгут огнём- полымём и чёрной смолой зальют". Замок.
"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".