О стихийных духах Воды
Существуют некие стихийные духи воды, которые именуются у Орфея нереидами; они обитают в водных парах высоко над землей, во влажном облачном воздухе, и тела их подчас открываются (как говорил Зороастр) зоркому взгляду, в особенности в Персии и Африке.
— «Халдейские оракулы», §77
«Выслушайте же меня до конца: да будет вам ведомо, что моря и реки населены точно так же, как и воздух; древние Мудрецы именовали сих насельников ундинами или нимфами. У них мало мужчин и преизбыток женщин, их красота неописуема, дщери человеческие не могут идти с ними ни в какое сравнение».
— Монфокон де Виллар. «Граф де Габалис, или Разговоры о тайных науках» [3]
В испанском фольклоре есть духи, именуемые водяными девами. Водяная дева невелика ростом у нее мерцающее тело желто-соломенного цвета и длинные, струящиеся золотые волосы, а во лбу сияет звезда. На правой руке она носит белое кольцо, а на левом запястье — золотой с черными полосами обруч. Там, где она пройдет, расцветают желтые цветы; если найти такой цветок и унести его с собой, он станет талисманом на счастье. Испанская водяная дева — образец ундины в ее благосклонной ипостаси, и духи такого рода принадлежат к свите Элелогапа.
Ундины, с которыми имеют дело современные оккультисты, практически тождественны водяным нимфам из античных поверий. Выделялось два основных класса нимф: одни обитали на суше, другие — в воде (впрочем, эта классификация во многом условна). Водяные нимфы были известны под различными собирательными наименованиями и обитали в морях, реках, ручьях, озерах, прудах и источниках. В древности они почитались как богини, хотя и уступали по статусу олимпийским и прочим высшим божествам. В их честь возводили святилища (так называемые нимфеи), украшенные статуями и состоявшие из алтаря и открытого водоема или водопада, несшего блаженную прохладу в жаркие дни. В жертву нимфам приносили молоко, мед и масло, а иногда также коз. Изображались они обычно в виде прекрасных дев, окутанных покрывалом ниже пояса и держащих в руках сосуд, из которого изливалась вода, или же листья, травы и морские раковины. Считалось, что увидеть нимфу полностью обнаженной очень опасно: человек рисковал сойти с ума от этого зрелища. Обитали нимфы, по преданию, в море, в горах и на скалах, в лесах и пещерах, а также в гротах, украшенных ветвями вечнозеленых растений и прекрасными фресками. Отдельных храмов, посвященных нимфам, существовало немного, но зачастую святилища их обустраивали в природных пещерах близ источника или ручья.
Важнейший подкласс нимф составляли нереиды, В теории к ним причислялись морские нимфы Средиземноморья и, главным образом, Эгейского моря. Нимфы пресных вод именовались наядами, а нимфы Атлантического океана — океанидами. Однако на практике нереидами называли не только средиземноморских, но и многих других нимф, обитавших как в пресных, так и в соленых водоемах.
Отцом их считался морской бог Нерей, изображавшийся в виде старца с длинной влажной бородой и волосами цвета лазурного неба, отраженного в водах Эгейского моря. На некоторых изображениях борода его состоит из водорослей. Нерей был могущественным прорицателем, и к нему нередко обращались за оракулами, хотя подчас он менял обличья, чтобы ускользнуть от чересчур рьяных охотников за ответами. Оборотничество такого рода типично для водяных духов; достаточно вспомнить еще одного морского бога, Протея, наделенного схожими способностями к пророчеству и к перемене обличий.
Орфический гимн Нерею
(фимиам смирной)
О величавый Нерей, обитатель глубин темно-синих,
старец морской, пятьдесят нереид породивший с Доридой,
водят они хоровод, облаченные в пену морскую.
Гордое имя твое, о всесильный, известно повсюду,
первоначало всего, основанья морского властитель,
крайних пределов земли повелитель, меняющий облик.
Ты, из холодных глубин поднимаясь, священные недра
Дэи колеблешь, пути преграждаешь ветрам беспокойным.
Но, отвратитель земных сотрясений, молю: о блаженный,
мистам пошли благодать и здоровье. Да не оскудеет
щедрая длань твоя. Стань покровителем и миротворцем [4].
Считалось, что у Нерея было всего пятьдесят дочерей; но античные авторы называют многих из них по именам, и при внимательном изучении классических источников обнаруживается, что общее число этих имен — гораздо больше пятидесяти. Многие нереиды фигурируют в мифах как самостоятельные персонажи, исполняя различные роли и функции. Культ их, по всей очевидности, возник значительно раньше официальной религии олимпийских богов. В «Халдейских оракулах» и других подобных текстах название «нереиды» используется как собирательное для водяных духов в целом, что, по-видимому, объясняется частотой их упоминания в античных источниках.
Ранние христиане считали нимф демонами, и любопытно, насколько каталоги их имен схожи с перечислениями демонических имен в позднейших гримуарах. Но еще более занятно, что сатиры, мужские духи, имеющие гораздо больше общего с «бесами» в представлении христиан, очень редко фигурируют под собственными именами.
Знать имена духов — важно и полезно для всякого мага. Что касается имен нимф, то они не только помогают оценить всю значимость стихийных духов Воды для наших предков, но и могут использоваться на практике, в различных магических ритуалах, связанных с водой.
Гесиод приводит следующие имена нереид: Сао, Плото, Амфитрита (богиня моря, прежде всего Средиземного), Прото, Галатея, Фоя, Евкранта, Евдора, Галена, Главка, Фетида (мать героя Ахилла), Спейо, Кимофоя, Мелита, Галия, Агава, Евлимена, Эрато (это же имя носила муза эротической и любовной поэзии, исполняемой под звуки лиры), Пасифея, Дото, Евника, Несея, Динамина, Феруса, Протомедея, Актея, Панопейя, Дорида (тезка своей матери, супруги Нерея), Киматолега, Гиппофоя, Кимо, Эиона, Гиппоноя, Кимодока, Несо, Евпомпа, Проноя, Фемисто, Главконома, Галимеда, Понтопорея, Евагора, Леагора, Пулиноя, Лаомедея, Лиспанасса, Автоноя, Мениппа, Еварна, Псамафа и Немертея [5].
Гомер перечисляет по именам более тридцати нереид, среди которых у Гесиода отсутствуют следующие: Фалия, Лимнория, Иера, Амфифоя, Дексамена, Амфинома, Каллианира, Апсевда, Каллианасса, Климена, Ианира, Ианасса, Мера, Орифия, Амафея [6].
У Аполлодора в числе сорока пяти нереид упоминаются также Главконома, Понтомедуса, Плексавра, Калипсо (нимфа, приютившая Одиссея у себя на острове и сулившая ему бессмертие, если тот согласится остаться с нею; другие авторы называют ее дочерью Океана), Кранто, Неомерида, Деянира, Полиноя, Мелита, Диона (это же имя, согласно Гомеру, носила мать Афродиты, а иногда Дионой называют саму Афродиту), Несайя, Деро, Эвмолпа, Иона и Кето [7]. Гигин прибавляет следующие имена: Дримо, Ксанто, Лигея, Филлодока, Кидиппа, Ликориада, Клейо, Бероя, Эфира, Опис, Асия (супруга Иапета, родившая от него сыновей-титанов Прометея, Эпиметея, Атланта и Менетия; в ее честь была названа Азия — в представлениях древних греков одна из трех частей света наряду с Европой и Африкой), Дейопея, Аретуса, Климена, Кренеида, Эвридика (жена Орфея, которую он пытался вызволить из подземного мира) и Левкотоя [8]. Согласно мифам, нереиды являлись людям в облике прекрасных дев или полудев-полурыб, наподобие русалок или гаитянской Сирены — морской лоа.
Орфический гимн нереидам
(воскурение благовонными ароматами)
Дщери Нерея, цветам нежным подобные девы,
о нереиды, легки ваши движенья в волнах.
Вы — драгоценных камней россыпь. Вакхической пляской
моря колеблете гладь, свежий рождаете бриз.
Щедро украшены вы ликами звероподобных
юрких тритонов: они — грозного Понта стада.
Вы, чья обитель — вода, резвые девы-прыгуньи,
вьетесь вкруг пенистых волн, яркие блики дробя.
Стайка дельфинов морских — вы, о скиталицы Понта;
знать не дано никому, где вы появитесь вновь.
Смилуйтесь, о пятьдесят чистых невест, и явите
мистам свою благодать, радости ясный поток!
Ибо вы первые, кто в таинства нас посвящает
Вакха блаженного и Ферсефонеи святой.
А вместе с нею всегда — мать Каллиопа и грозный,
мудрый заступник добра, солнце небес — Аполлон [9].
Другой подкласс нимф составляли океаниды — дочери Океана (еще более могущественного и древнего морского бога, порожденного самими Ураном и Геей, Небом и Землей) и Тетис, величайшей из всех морских богинь. Океанид насчитывали более трех тысяч, но Аполлодор называет всего семь имен, хотя и весьма знаменитых: Асия (см. выше), Стикс (главная река подземного мира), Электра, Дорида, Эвринома, Амфитрита и Метида [10]. Гесиод говорит лишь о старших океанидах, перечисляя сорок одно имя. Он повторяет перечень Аполлодора (за исключением Амфитриты) и добавляет к нему следующие имена: Пейто, Адмета, Примно, Ианфа, Родеия, Гиппо, Каллироя, Урания (то же имя носит муза астрономии), Климена, Идийя, Пасифоя, Клития, Зейксо, Галаксавра, Плексавра, Персеида, Плуто, Фоя, Полидора, Мелобозис, Диона (см. выше), Керкеида, Акаста, Ксанфа, Ианира, Телесто, Европа (давшая имя еще одной части света), Менесфо, Петрея, Евдора, Калипсо (см. выше), Тиха, Окироя, Хрисеида и Амфиро [11].
Сам Океан был одним из важнейших божеств античности. Согласно Гомеру, он породил всех богов, и все боги часто навещают своего праотца. Вспоминается египетский Нун, бог водной бездны, который также почитался как отец всего сущего. Зосима, герметист и алхимик конца III — начала IV вв. н.э., посвятил Океану один из своих трактатов, где назвал его «Истоком и Семенем всех богов». Подобные представления о первородстве воды могут лежать в основе иерархии стихийных духов, использованной в «Заклятой книге»: духи воды занимают в ней первое место.
Орфический гимн Океану
(воскурения ароматами)
Вечный отец Океан, беспредельный, неуничтожимый,
гордый родитель богов и мужей, что подвержены смерти,
крайние точки Земли охватил ты волнами по кругу,
реки рождаешь, моря и подземные чистые струи,
что источают земли драгоценную, чистую влагу.
Я призываю: приди, о блаженный, богов очищенье,
первоначальной оси многопутник, земных окончаний
друг благомыслящий. Твой нарастающий рокот волнует,
радостью полня сердца посвящаемых в таинства наши [12].
Примечательно, что Зосима писал также о магических книгах, которые приписывались Соломону и Моисею. Эти тексты относятся к тому же периоду, что и магические папирусы, и тесно связаны с ними, а «Восьмая книга Моисея» даже включается в их число. В трактатах, описанных у Зосимы, фигурируют, в частности, семь гидрий (бронзовых сосудов для воды), служащих для связывания сорока девяти духов. Эта деталь напоминает о гораздо более позднем предании, изложенном в «Гоэтии», но имеет под собой более прочные астрологические основания. Те же Соломоновы книги — прямые предшественники гримуаров — описываются и в гностических текстах. В одном из гностических трактатов, «О происхождении мира», упоминаются те же самые сосуды и духи. А в близком ему по содержанию трактате «Сущность архонтов» действует великий ангел Хелелет, или Элелет, имя которого происходит от того же корня, что и «Элелогап». Элелет — важный персонаж целого ряда гностических текстов, особенно сифианских; это один из Четырех Светов, обитающих пред лицом незримого Бога (Элелет, Хармозель, Ороиаэль, или Уриэль, и Давит, или Давитаэль). Возможная связь этих Светов с четырьмя королями стихий из позднейших гримуаров подчеркивается тем обстоятельством, что Элелет чаще всего фигурирует в эпизодах гностической мифологии, перекликающихся с магическими текстами того же периода.
Возвращаясь к Океану, упомянем, что, помимо океанид, он породил с Тетис еще и множество речных богов, в частности Ахелоя, Алфея, Пенея и Стримона. Он ассоциировался, прежде всего, с Атлантическим океаном и считался отцом речных божеств и водяных нимф всей Земли. Его супруга, Тетис, была не менее, а, быть может, и более значимым божеством; ее называют матерью важнейших рек мира, к которым причислялись Нил, Меандр, Симоис, Пеней, Эвен и Скамандр. Из «трех тысяч» сыновей Океана и Тетис старшим был Ахелой, бог крупнейшей реки Древней Греции, почитавшийся как покровитель всех пресных вод. Опаснейшие из всех водяных нимф, сирены, носили эпитет «Ахелоиды», то есть дочери Ахелоя.
Орфический гимн Морю (Тетис)
(фимиам — ладан и манна)
О светлоокая, ты — Океана невеста: в лазурный
пеплос одета, струишь плавные складки его.
Тетис, владычица волн, безымянных и резвых, как ласков
ветер, влекущий к земле искры мерцающих брызг.
Ты разбиваешь волну о прибрежные черные скалы,
водовороты таишь в темных глубинах своих.
Щедро сверкание вод украшаешь судами, обильно
тварей питаешь морских. Неиссякаем твой бег.
Матерь Киприды и всех облаков, затемняющих небо,
чистым источникам нимф влагу дарящая мать.
О, не отвергни мольбу, приводящая воды в движенье,
дай утомленным судам плавных достичь берегов.
Ибо известны тебе все прямые пути меж волнами.
Смилуйся и парусам ветер попутный пошли! [13]
Другая опасная водяная нимфа, Наида, обитала на одном из островов Красного моря. Всех своих возлюбленных она превращала своими заклинаниями в рыб, но в конце концов Аполлон превратил в рыбу ее саму.
Амфитрита, которую причисляли как к нереидам, так и к океанидам, была супругой бога морей Посейдона (эквивалентного римскому Нептуну) и матерью еще одного морского божества — Тритона. Ее чтили наравне с мужем. Исполинская статуя этой богини возвышается при входе на виллу Альбани в предместье Рима. Вероятно, подобное изваяние когда-то украшало храм Посейдона в древнем Коринфе.
Тритон, сын Посейдона и Амфитриты, был одним из самых могущественных морских богов. Ему приписывали способность вызывать и усмирять бури. На изображениях Тритон трубит в улиткообразную раковину. Обычно его изображают с человеческой головой и торсом, но с дельфиньим хвостом вместо ног или с двумя конскими ногами. Собирательное наименование «тритоны» используется для многих морских божеств, но по праву так следует называть лишь тех, которые предстают в обличье получеловека-полурыбы. Тритоном называлась также одна из африканских рек, впадающая в озеро Тритония; на берегу его стоял храм Афины, откуда и происходит один из эпитетов этой богини — Тритония.
Кроме того, «Тритон» — это одно из древних названий Нила, употреблявшихся в мифах. Это немаловажно с магической точки зрения, если вспомнить о связи нильского бога с Элелогапом. В качестве алтарных образов Элелогапа вполне уместно использовать изображения греческих или иных морских божеств, в особенности Хапи или Тритона. Имя Тритона также отлично подходит для призывания в ритуалах — тем более, что оно заключает в себе намек на Трезубец силы. В ряде традиций три острия трезубца соотносятся с тремя временами — прошлым, настоящим и будущим. Эта символика связана с пророческими способностями морских божеств (Нерея и прочих), а также с искусством гидромантии — гадания по воде.
Римский царь Нума Помпилий получил наставления о религиозных обрядах, которые надлежало ввести в Риме, от богини Эгерии. Эгерия была одной из камен, или нимф-прорицательниц, почитавшихся в древней италийской религии и родственных музам. Нума встретил ее в роще, посвященной каменам, близ источника, бившего из темной расселины. Об этой нимфе немало рассказывает граф де Габалис.
Еще одним морским божеством был упоминавшийся выше Протей, морской старец, наделенный пророческим даром. Он пас тюленьи стада, подвластные Посейдону, а в полдень выходил из воды и спал на прибрежных скалах в окружении морских чудовищ. Пользоваться своим даром пророчества он не любил. Чтобы получить от него оракул, следовало захватить его спящим, а затем удержать, когда он начнет менять обличья. В конце концов он смирялся, отвечал на вопросы и возвращался в море. Искусство гидромантии, по преданию, происходит от Нерея, столь же неохотно прибегавшего к своему пророческому дару, — создается впечатление, что этот способ гадания он подарил людям специально для того, чтобы его перестали ловить и донимать расспросами! Что до Протея, то, согласно Гомеру, он обитал на острове Фарос, в одном дне морского пути от дельты Нила; в древности там находился знаменитый маяк — одно из семи чудес света.
Орфический гимн Протею
(воскурение — стиракс)
Я призываю Протея, бессменного ключника моря.
О первозданный, явивший начала всеобщей природы,
многие виды создавший из вечной материи мира.
Добрый советчик, ты видишь нетленные прочные нити,
между прошедшим и тем, что должно совершиться в грядущем.
Ибо ты властен над тем, что иным недоступно бессмертным,
коих обитель — Олимп осиянный, глубины морские,
темные недра земные и воздух, божеств приютивший.
Всем наделила природа тебя, о всевышний владыка.
Отче пресветлый, сойди, озаряя мистерии наши,
праведных мистов от бед избавляя согласно заслугам.
Радость яви нам, дай жизни достойной исход благодатный! [14]
Нимфам, несомненно, родственны музы, иные из которых носят такие же имена, как нереиды и океаниды. В жертву им приносили воду или молоко и мед, а среди излюбленных мест их обитания были окрестности Касталийского ключа и источников Аганиппы и Гиппокрены.
Наяды, нимфы пресных вод, пользовались у древних греков большим почтением. Многие статуи, которые раньше принимали за изваяния Афродиты, в действительности изображают этих нимф. Обычный образ наяды — прекрасная юная дева, нередко опирающаяся на сосуд, из которого струится вода. В ходе торжественных церемоний наядам жертвовали коз и ягнят и совершали возлияния медом, молоком и маслом. Отдельные верующие также приносили жертвы молоком, цветами и плодами. Современным магам, работающим в этой традиции, не следует лить молоко, мед или масло прямо в воду: подношения лучше оставлять у воды или в святилище.
Многие наяды обитали в священных источниках, воды которых даровали человеку вдохновение. Сами нимфы, как считалось, обладали даром прорицания и могли наделять им смертных. Пророки и ясновидящие, поэты и безумцы в состоянии экстатического вдохновения, образно выражаясь, одержимы нимфами.
И в заключение — еще несколько слов о жертвах, приемлемых для духов воды. Одни утверждают, что нимфам нельзя подносить в дар вино; другие безо всяких объяснений включают его в список возможных подношений. В действительности же этот вопрос всякий раз требует тщательного обдумывания, заблаговременной дивинации и осторожного экспериментального подхода. В связи с капризной и непостоянной природой воды подношение вина может повлечь за собой неуправляемое и непредсказуемое поведение водяных духов. Но, с другой стороны, в операциях с некоторыми нимфами вино может быть полезным как стимулирующее средство.
Молитва ундинам и призывание Элелогапа
Молитвы стихийным духам хорошо известны современным оккультистам по двум источникам. Они используются в ритуалах элементальных степеней Золотой Зари, а создатели этих ритуалов заимствовали их из сочинений знаменитого французского оккультиста Элифаса Леви. Предшествующая история этих молитв не вполне ясна, хотя молитва саламандрам приводится в тексте «Графа де Габалиса». Там она приписывается Дельфийскому оракулу, якобы цитируемому у Порфирия. Однако это утверждение нуждается в проверке, а происхождение остальных молитв требует отдельного исследования.
Для наших целей, впрочем, гораздо более важно другое, а именно — идеи, лежащие в основе этих молитв. Они не похожи на типичные заклинания, непременно содержащие в себе элемент принуждения со стороны мага. Напротив, они выглядят так, как если бы их авторами были сами стихийные духи. Фактически, они отражают их собственные представления о Верховном Божестве. Декламируя эти молитвы, маг привлекает стихийных духов за счет того, что настраивается на один лад с их высшими религиозными чувствами. Он ни к чему не принуждает их, а пробуждает в них симпатию, доверие и искреннее желание сотрудничать.
Представление о Боге в каждом случае соответствует природе той стихии, к духам которой обращена данная молитва. С каббалистической точки зрения, Бог — это Создатель Четырех Стихий (часто обозначаемых буквами F.I.A.T. — инициалами латинских названий стихий), каждая из которых, в свою очередь, подразделяется на четыре субстихии. Последние сходны с королями стихий из гримуаров, но действуют в гораздо более широких масштабах. Молитвы стихийным духам проникнуты гностическими идеями: понятия греха и спасения тесно связаны в них с целями личного освобождения и достижения.
Молитва ундинам
О, Грозный Царь Морей, держащий Ключи от Хлябей Небесных и заточающий Воды подземные в пещерах и недрах Земли! О, Царь Потопа и Весенних Дождей! Ты отмыкаешь источники рек и ручьев; Ты обращаешь влагу — кровь, струящуюся по жилам земли, — в сок, струящийся по жилам растений. Мы преклоняемся пред Тобой и призываем Тебя. Говори же с нами в Своих творениях, переменчивых и подвижных! Говори с нами в великих бурях и штормах, — и мы с трепетом склонимся перед Тобой. Говори с нами в лепете прозрачных вод, — и мы возжаждем Твоей любви. О, Безбрежность! Все реки Сущего жаждут раствориться в Тебе — и в Тебе обновляются вечно! О, безграничный Океан Совершенства! О, Высь, отраженная в Глуби! О, Глубь, воспаряющая к Выси! Разумом и любовью веди нас к истинной жизни! Веди нас к бессмертию через жертву, дабы однажды оказались мы достойными принести Тебе в дар Воду, Кровь и Слезы во искупление грехов! Аминь.
Призывание Элелогапа
(Совершать после очищения, принеся в жертву чистую воду и воскурив ладаном и миррой)
Привет тебе, о великий Хап-ур, Небожитель, под именем твоим «Отделяющий Твердь от Тверди»! Сделай так, чтобы я обрел власть над водами, как богиня Сехмет — над Осирисом в ночь потопов и бурь. О могущественный дух Элелогап, даруй мне власть над божественными князьями, обитающими в чертогах бога наводнений, подобно тому, как они обрели свою власть от своего священного бога, чьи имена неведомы им самим: Coph-Nia, Falutli, Aormuzdi, Nu-Had; и пусть даруют они мне силу, как им самим была дарована сила. Заклинаю тебя именем Бабалон и именами великих князей Аглиарепт и Тарихималь: освежи мое сердце чистой и свежей водой — водой, что была пред богами, в день первый, когда я возник.
Перевод с английского Анны Блейз
[1] «Коцитийская дева» (лат.), как именует эту Фурию Вергилий в «Энеиде» (VII:479) (в рус. пер. С. Ошерова — «исчадье Коцита»). — Здесь и далее примечания переводчика.
[2] Тифон — эллинистическое имя Сета; цит. по: Плутарх, «Об Исиде и Осирисе», 32—33, рус. пер. Н.Н. Трухиной.
[3] Рус. пер. Ю. Стефанова.
[4] Рус. пер. И. Евсы.
[5] Гесиод, «Теогония», 243—262.
[6] Гомер, «Илиада», XVIII:39—48.
[7] Аполлодор, «Мифологическая библиотека», I.II.6.
[8] Гигин, «Мифы», «Генеалогии», 8.
[9] Рус. пер. И. Евсы.
[10] Аполлодор, «Мифологическая библиотека», I.II.2.
[11] Гесиод, «Теогония», 349—361.
[12] Рус. пер. И. Евсы.
[13] Рус. пер. И. Евсы.
[14] Рус. пер. И. Евсы.