Текст приведен для бесплатного ознакомительного просмотра. Не для коммерческих целей.
Точность воспроизведения магической информации гарантирована.
Локи - озорник и яркая фигура скандинавской мифологии,он является динамичной и неоднозначным персоной, лучше всего его характеризует персона Трикстера.
С одной стороны Локи показан как один из самых талантливых Богов, он наделен даром красноречия, он умеет прекрасно рисовать и у него хорошие успехи в музыке, он очень талантливый Бог, с другой стороны он умеет управлять такой могущественной силой как стихия огня.Его связывают с различными пожарами, огоньками, кострами и в целом со стихией огня. Но в силу того,что огонь плохо управляемая стихия, у Локи часто возникают трудности с контролем над огнем, что выливается в пожары, которые трудно контролировать.
С одной стороны нам сложно понять Локи, как фигуру Бога, который упускает управление огнем, с другой стороны мы восхищаемся его способностями, что позволяет нам определить его фигуру в том числе как противоречивую фигуру Трикстера.Многие связывают Локи с такой сферой как лицедейство, но связь эту едва ли можно назвать прочной, потому что Локи является очень талантливым Богом, в силу чего одним из его талантов является талант к актерской игре, но так как Локи трикстер иногда его игру бывает сложно понять.
Фигура Локи одна из самых сакральных фигур, потому что в ней сочетается два главных принципа - принцип сакральности и принцип божественности не просто человека, но и животных.Он обладает множеством талантов, хотя его фигура и очень противоречивая, и многие таланты могли бы показаться нам весьма спорными, среди пантеона Богов он один из самых одаренных.
Символизм таких фигур как Локи определен во многих культурах, поступки трикстеров рассматриваются не как подвиги, а как "время перемен", считается,что в жизни каждого трикстера существует определенно время перемен, когда он полностью должен измениться, независимо от личного желания.Такой образ очень похож на то,как змея сбрасывает кожу, независимо от своего желания, также и Локи не всегда возможность имеет выбирать как ему поступать, так как ему приходится периодически стоять и на темной, и на светлой стороне.Трикстер это не просто образ,это фигура, которая обозначает катарсис мира, который его окружает, когда миру приходит время меняться, меняется и фигура Бога-трикстера.Ни один поступок, ни одна перемена не может произойти вне того времени, когда мир должен пройти свое очищение, обновление.То есть фигура Трикстера и его поступки неразрывно связаны с миром целиком и во многом поступки Трикстера обозначены теми переменами, которые испытывает мир.
Для трикстера невозможно определить рамки "морали", как невозможно вписать его поступки в рамки понимания человека, так как действия трикстера связаны не с людьми или Богами, или чем-то еще, а непосредственно с миром, в котором находится трикстер.Часто фигура трикстера использует иллюзии, но иллюзии эти имееют весьма определенную цель - посрамить тех, кто действует против определенных рамок мира, то есть трикстер выступает фигурой, которая показывает,что мир может сыграть против Бога или человека в свою игру, если последний будет нарушать его рамки, и такой фигурой справедливости в контексте мира очень часто выступает трикстер.
Трикстер по своему является и зеркалом, которое отражает поступки человека или Бога, трикстер по сути копирует то,что отдает человек или Бог миру, он зеркально возвращает это обратно.Тут не применяются принципы морали или правильности-не правильности действий, просто "система" действий трикстера устроена таким образом.Фигура Локи, как и фигура Трикстера в целом, начинает свой путь с иллюзий, со временем иллюзии рассеиваются и на месте них рождается демиург,высший духовный герой, стремящийся заботится о человечестве. Эволюционная модель Радина выстроена таким образом, что шут преображается в высшего мага ( см.Karl Kerényi, “The Trickster in Relation to Greek Mythology,” The Trickster: A Study in American Indian Mythology, Paul Radin (New York: Greenwood Press, 1956) 186.).
Паул Радин говорит о том,что фигура трикстера часто выступает не серьезной фигурой до поры до времени, пока она не проходит процесс эволюции и не становится высшим существом, чьи по возможности во многом превосходят возможности других.Но часто "иллюзионист" так и остается в глазах окружающих иллюзионистом, несмотря на произошедшие изменения в нем, такой архетип героя является достаточно печальным, как отмечает Радин, так как трикстер считается -"духом беспорядка, враг границ ...", по сути он и является врагом границ, так как эволюция подразумевает переход и крушение границ, но часто понимание этого "врага" остается на уровне "человека", то есть теряется сакральный смысл понимания словосочетания "враг границ".
Функция же Трикстера как духа беспорядка заключается в том,чтобы добавить беспорядка к порядку и таким образом превратить мир в единое целое.Вместе с тем образ Трикстера, действующего вне рамок, подрывает границы,установленные миром, в этом одиночество и опыт трикстера.
Локи также обладает способностями к алхимии и покровительствует магии превращений.Его архетип во многом сходен с "алхимиками Меркурия", которые использовали различные ингредиенты для превращений и иллюзий, в Локи мы можем видеть черты и ранних алхимиков, и те черты, которые приписывали Богу Меркурию.Локи связывают и с царством теней, по сути образ Локи, это образ тени, которая проходя определенные этапы развития обретает черты, но суть тени при этом не изменяется.Трикстер также представляет собой фигуру положительную,хотя он и тень души, но он же и , "предтеча спасения, и одновременно Бог животных и людей. Он сочетает в себе нечеловеческие и сверхчеловеческие способности, звериное и божественное существо " ( Ibid, 203.).
Некоторые мифы рассматривают Локи как посланника, предвестника определенных перемен в мире.То есть можно говорить о том,что Локи по сути является посланником мира и времени, представляя собой фигуру трикстера.Трикстер ведет к завершению, но это является единственным выходом для осуществления перехода на более высокий уровень.Он с яростью бросается исполнять свои прихоти как только выдается шанс, потому что все остальное время его поступки контролируются другими силами.
Mac Линскотт Рикетс идет еще дальше, он описывает трикстера так :
"Он создатель земли и он тот, кто приносит хаос в упорядоченный мир, и приносит порядок в мир хаотичный; он убийца зла, вор дневного света, огня, воды для блага человека; он учитель,но он также шутник, который может быть груб, он ненасытно голоден, непомерно и напоказ, он хитрый, но как для друзей, так и для врагов, что делает его одиноким, находящимся вне рамок и одних, и других, беспокойный странник на земле; и шутник, который сам становится жертвой своих трюков"
В отличии от Радина, Рикетст считает, что эволюции трикстера не существует, в нем уже с рождения заложено все, ему остается только открыть это в себе, в то время как эволюция Радина подразумевает, что трикстер должен пройти определенные этапы испытаний.Рикетст считает, что Локи насмехается над образом шамана, не для того чтобы досадить кому-то, а для того,чтобы показать, что вселенная бесконечно больше чем путь любого шамана.Трикстер считается недругом небес и небесных сил, потому что его образ противодействует тому, что люди получили все от небес - .
"Все, что люди получили от невидимых сил - огонь, рыбу, дичь, свежая вода, и так далее. - все было получено, при необходимости, через обман или кражи" , по сути трикстер не признает когда кто-то получает что-то просто так, без развития и собственных трудов.По сути фигура трикстера часто указывает на мелочность мира и не желание людей работать над собой.(цитата Рикетста).
Трикстер это "идеальная трансформация", пишет Рикетст - "Он является идеальной трансформацией для человечества : люди какими мы можем быть, а не люди какие мы есть. "Трикстер это трансформация, которая заставляет людей меняться, заставляет их ( и таки да, чаще насильно), расти и развиваться, без трикстера человечество навсегда останется на планке "дайте" и не перейдет на планку "могу сам".То есть фигура трикстера, в том числе и Локи, он заставляет людей развиваться, через не могу и трудности. Сложность понимания мифа, в том числе и мифа о Локи описывает Леви-Стросс, он говорит о том,что когда миф передается на человеческом языке, он теряет свою яркость и красоту, многое понимается не так,и становится ложью.По теории Леси - Стросса трикстер это грешник и спаситель в одном лице, грешник сумевший пройти изменения и стать спасителем.
Мэри Дуглас в своих исследованиях, пишет о том,что трикстер всегда поднимает всю грязь с глубины, потому что без поднятия этой грязи невозможно перейти на новый уровень и измениться, без осознания собственной глупости,ошибок, неверных поступков, без признания собственной грязи невозможно достичь высшего понимая, и фигура трикстера, поднимая с глубины всю грязь является катализатором для роста и развития. Впрочем не все согласны с Мэри Дуглас, Эванс-Притчард в своей книге "Сравнительный метод в социальной антропологии ", говорит о том,что невозможно воспринимать трикстера, делая упор только на развитие и трансформацию.
Виктор Тернер в своей книге "Процесс Ритуала" предлагает применять к трикстеру концепцию лиминальности, тем самым предлагая считать образ трикстера как образ Бога, который стоит на пороге между миром хаоса и миром порядка,вне понятных и нормальных для других состояний.
В северной мифологии Локи был охарактеризован как сложный и разрушительной образ,он и друг богов, и мастер вор, и приносящий беду вестник. Много раз он выступает как спаситель асов и все же он является отцом гибели этих же богов,что полностью соответствует принципам трикстера. Несмотря на то,что Локи является достаточно популярным персонажем в северных мифах, нельзя говорить о том,что Локи когда-то поклонялись или существовал культ этого Бога, просто не осталось каких-либо свидетельств.
Локи появляется в ряде мифологических поэм, где он расплывчато описан как мощная и немного зловещая фигура, ни хороший, ни плохой.Локи появляется в Völuspá ", где описывается,что Локи тоже вложил что-то свое в человека:
“soul gave Óthin, sense gave Hoenir,16 being, Lóthur, and blooming hue.”
Душу дал Один, чувства дал Хенир и бытие,Локи дал цветущие оттенки" перевод - The myths here related are primarily from Lee Hollander’s translation of The Poetic Edda.*не переводилось на русский. Вместе с тем Локи выступает фигурой зловещей, так как его появление предрекает Рагнарек,и возвещает о новом балансе сил в мире, об усилении роли хаоса и беспорядка.
Здесь очень ярко раскрываются противоречия Локи, как образа Трикстера, с одной стороны он не может смолчать, пока идет пустая похвальба перед друг другом, с другой стороны, он старается избежать ссоры еще до того как все завязалось, несмотря на сомнительное обращение Эльдира.Теперь вернемся назад - У Эгира было двое слуг - Фимафенг и Эльдир - Эльдир был не просто фигурой равного, Эльдир был слугой и согласно законам Локи не мог стерпеть оскорбления слуги,тот шаг который делает Локи очень ярко характеризует именно образ Трикстера в первую очередь.Фигуру Локи в стихе можно воспринимать только в контексте всего стиха, не исключая не единой части,вместе с тем Локи ,согласно краткому описанию, убивая Фимафенга - "Локи не стерпел этого и убил Фимафенга" - не делает это из пакости,Фимафенг является слугой, который не должен был заговаривать с Локи, как это сделал тот же Эльдир, тем не менее пропущенная вероятнее всего часть не дает нам полностью сложить представление о том,что произошло.Тем не менее Локи предстает перед нам как смесь добра и зла, в равных долях,но вместе с тем Локи Трикстер, он не может не устраивать дрязги и шумные беспорядки на веселье Богов.Локи одиночка,его метод защиты это нападение, по сути он является созданием вне системы, вместе с тем у Локи повышенное либидо и желание чтобы его любили.Локи по своей природе и мужчина, и женщина, и он не отрицает этого.
В þrymskviða описано как Локи меняет свой образ, превращаясь в птицу, и в тоже время помогает Тору, здесь показано,что Локи представляет собой фигуру отнюдь не негативную, он просто следует той задаче, которую ставит перед ним мир.Локи считают одним из самых веселых персонажей Эдды, знаковых, он приносит веселье на пиры Богов, но он же становится роковой фигурой в жизни Бальдра, и вместе с тем за всем этим скрывается одиночество трикстера.Локи фактически невозможно сделать навязано плохим или хорошим, потому что он является трикстером и в его природе заложены всевозможные качества миров.
******
Современный ритуал обращения к Локи:
Руна - Гебо
Свеча для ритуала - любая,или любой огонь.
Обращение к Локи:
Loki Skywalker, Beloved of Sigyn,
Brother of Odin, Mother of Sleipnir,
Father, Husband, Friend,
Come to us today as teacher,
Gift-giver, our Honored Guest,
Come, Silvertongue, and tell us
the truths we need.
Shapeshifter, teach us how to change ourselves,
to be more than we think we should be.
Let us peer behind our masks, and know
our true selves, and accept them,
As we accept You at our table.
In the spirit of Gebo,
we offer you a gift for Your gifts,
of cakes and mead.
Hail Loki! Hail to our ancestors, may they bless this work!
Далее провести необходимую работу, например освятить талисман или обратиться с просьбой, отдельно изготовленную руну Гебо убрать в мешочек и держать в месте проведения ритуалов.
По материалам Школы Рун и Мантики.
Обратная ссылка: https://mooncatmagic.com/drugoe/203/loki-ritual-obrashcheniya-k-loki/4010/