Откуп или благодарность хозяину кладбища и его помошнику: конфеты, блины, хмельное.
Монеты кладут для того, что, если кто -то из близких не положил монеты умершему в гроб (может родствеников не было), то они возьмут ваши. Вы как бы монеты для всех остовляете.
Заходить на ухоженные могилки можно только в том случае, если калитка открыта.
Если калитка закрыта - соваться не следует. Лучше поискать другую.
Исключение составляют неухоженные, забошенные магилы. Раз заброшенная, то давно никто помин не ставил.
Зашли в оградку, поклон снова кладём, поклон не памятнику, он в ногах покойника стоит, а голове его, на худой конец середине могилы.
Встаём от могилы, памятника - по правую руку, в ногах - возле памятника не встаём и в голове тоже не топчемся.
Приношение сьестное ставим в ногах - возле памятника. Цветы или сорваные букеты можно в ногах, можно на саму могилку положить.
Могила с оградкой это как бы дом в деревне - кладбище. Кладбище - деревня может быть большой. В каждой оградке - доме, свой хозяин и по тому, здесь могут быть свои затруднения. Кто -то хочет общаться, кто -то нет.
Есть добрые покойники, а есть такие, к которым лучше не соваться.
Но есть дни которые можно назвать приёмными, тогда они как бы обязаны помогать.
Эти дни 9, 19 лунные дни, на какой бы день недели они не приходились, лишь бы не с субботы на воскресенье, с воскресенье на понедельник!
И ещё, вот дни недели по работе: на месть и разлуку- со вторника на среду, и со среды на четверг. На сухотку и любовь- с понедельника на вторник, и с пятницы на субботу.
Откуп по чёрной луне всегда делается со среды на четверг!
Так в ночи: с субботы на воскресенье, с воскресенье на понедельник на кладбище не ходят!
УХОДЯ.
Подошли к калитке, повернулись лицом к могилам ,поклонились в пояс (коснулись левой рукой земли), повернулись через правое плечо.
Встали спиной к могилам.
Через левое плечо бросили слова:"Прощайте"(не в коем случае "До свиданье")
Пошли домой не оглядываясь, головой не крутя- чтобы вам там не пригрезелось.
Поворачиваться всем корпусом ,если надо поменять направление.
Хорошо, если между вашим домом и погостом протекает река, ручей. Если нет, то когда уходят с кладбища в правой руке в горсти зажимают и несут- горсть земли.
Держат крепко, пальцев не разжимая.Когда отходят на приличное растояние, представляют на дороге ворота.
Подойдя к ним отводят правую руку назад и сыплют потихоньку землю от одного края дороги до другого.
Ссыпайте потихоньку, так, чтобы, хватило сделать три черты.
При этом говорят:
"Как на небе три звезды, на пороге три Черты. Три черты -три преграды, и чужих мне (нам - если были с кем-то) не надо."
Можно взять с собой воды ( заместо кладбищенской земли ) 3 черты сделать водою. Далее можно идти оглядываться и разговаривать. Пришли домой, встали под душ, либо до пояса вымылись с мылом.
Все, с этого дня, правильнее сказать, ночи, вы там свой человек, вам так помогать будут, особенно, которые самоубицы, вы ещё замучаетесь их от круга отгонять. Всё будут под руку лезть.
На старых деревенских погостах, чаще всего в центре, стоит длинный стол и лавки возле стола.
Так делают, чтоб поминки проводить всей деревней, семьёй, то есть не каждый сам по себе - а все вместе, за одним столом своих поминают, да и не только своих.
Но времена меняются, люди разъезжаются, семьи делятся.
Короче, если там, где ВЫ работаете, такого стола нет, то можно поставить его самому.
Выберете место где нибудь в середине погоста, чтоб, когда вы работали, вы меньше на виду были.
Хорошо, если старое дерево рядом расти будет, нет- сами посадите.
Потом закажите, купите деревянный стол и лавку. Придите и вкопаете. Удобно.
Можно взять с собой кого нибудь, если одна боитесь. Если будет стоять у ворот, не заходя, то кланятся ему не надо, и черты творить тоже. Если же был с вами НА погосте, то всё делает, как и вы. А то домой какого либо " пасцанёнка" прихватите. Эти плохо понимают, что мёртвые, если смерть пришла мгновенно, и всё удрать норовят, вот вы им ворота, по незнанке и откроете, за что можете у тех, кто по древнее, в немилость впасть.
Почему- то многие думают, что на кладбище одни порчи делают, а ведь там можно и на ноги поставить, и силы, вернуть. Почитание предков, знаете ли.
Теперь насчёт лечения больного, на закате, пока солнце совсем не ушло за горизонт, берёте болящего и ведёте к свежевыкопанной могиле, пусть больной возьмёт земли и потрёт ею больное место ( псориаз, бородавки, шепички, экзему, шишки артроидные на руках-ногах) и сам бросит в могилу. Наговаривается что то вроде этого:
"Ты меня не знаешь, я тебя не знаю, (или наоборот-знаю). Но возьми с собой мою боляту, мою моету. Тебе всёравно лежать почивать, мне же жизнь проживать. Тебе к предкам - к родове, мне по земле ходить, болячек на теле не носить. Слова крепко как камень Алатырь."
Всё, можно домой ступать, пусть только потом придёт на могилку и помянет лежащего в ней.
Когда на кладбище ходишь, бери с собой: воды из родника(реки, короче проточную), камень с прекрёстка дорог, ветку дубовую ( ольховую, берёзовую или рябиновую).
Когда назад идёшь, то последним, кто идёт, останавливается, наклоняется, и кладёт между собой и погостом сначала камень, при этом говорит:
"В том месте где закрывается небо, есть камень, этот камень-скала посреди моря.
Он стоит - не шолохнется, он стоит не сдвинется. Первая преграда- первая черта".
Проходят дальше , через какое то время, последний опять наклоняется и кладёт на дорогу ветку:
"В том месте, где закрывается небо, есть Древо, оно священное, могучее.
Вторая преграда-Вторая черта".
Пройдут ещё чуть чуть поливают водой дорогу:
"В том месте, где закрывается небо, есть река, вподает река в Море - Окиан. Не исушить его, не переплыть его, не выпить. Третья преграда- третья черта".
Камень -камень Алатырь, Ветка-древо жизни, Вода-Море-Окиан, Ими можно закрыть, запереть не только свою работу.
"Будьте мои слова крепки как камень Алатырь..."
Это вам может покозаться страным, но так делают. И делали.
У северные народностей шаман, или старший на похоронах , кладёт на дорогу между процесией к яранге и местом упокоения камень, ветку и льёт воду.
Причём как они говорят они этим закрывают проход их верхниго мира в свой.
С кладбища пришли, в ванну, душ, в баню, руки и лицо с мылом вымыли. Одежду в стирку.
Вещи с кладбища в дом и ограду не заносят, про то все знают.