Исповедь – одно из основных таинств, совершаемых как в церкви во время литургии, так и дома в случаях смертельной опасности над всеми православными, за исключением младенцев, души которых свободны от греха. Священник наделён особым даром прощать грехи на исповеди, а приобщившись Св. Тайн, верующий обретает благодать и духовные силы.
В ХIХв. повсеместно в России принято было призывать к больному священника для исповеди, “напутствовать” умирающего. С этого таинства начинался весь комплекс церковных обрядов, призванных помочь умирающему подготовиться к переходу в мир иной. Крестьяне заботились о том, чтобы не умереть без исповеди. После исповеди священник причащал больного, относительно чего существовало такое народное верование: “если больному предстоит умереть, то вложенная в потир частица тела Христова, напитанная Животворящей кровью Христовой, непременно погрузится на дно, если предопределено выздороветь, то частица эта будет плавать наверху”. После исповеди принято было прощаться с умирающим, а он в свою очередь просил прощения у всех близких и благословлял детей. По данным архива кн. Тенишева, в Кадниковском у. Вологодской губ. исповедь на дому стоила от 10 до 15 коп., в церкви от 1 до 5 коп.
Не всегда крестьяне имели материальную возможность призвать священника для исповеди, особенно в период полевых работ, а также в случае большой удалённости от церкви. На этот случай существовали другие средства, способные заменить собой, по мнению народа, церковное таинство.
Особенно часто при этом обращались к разным апокрифическим текстам, используемым в качестве молитв: “Сон Богородицы”, “Молитва священномуч. Никите”. Считалось, что одно наличие таковых в доме, освобождает от грехов, о чём говорится в самом тексте. Принято было читать такие молитвы также во время агонии: верили, что они имеют силу освобождать душу от грехов, и умирающий после прочтения над ним такой молитвы легче отходит. В церкви на этот случай существовал специальный “Канон на разлучение души от тела”, так называемая “отходная”. По народным представлениям, лёгкая смерть – удел праведников, а когда человек долго мучается, считается, что грехи ему не дают умереть. В связи с этим распространена практика “сдавать” грехи, особенно это относится к колдунам.
С чтением молитв над умирающим связаны и другие верования. Приведу пример одного из них, записанного Баловым А. в Ярославской губ.: “Страшные молитвы” читаются некоторыми священниками над больными младенцами. В действительности это молитвы св. Василия Великого, заключённые в большом Требнике, предназначенные для изгнания из человека нечистых духов. У баб же на этот счёт сложилось поверье, что у того или иного батюшки “руки легки”: как почитает над ребёнком “страшные молитвы”, так ребёнок скоро и умрёт. Поэтому у кого ребёнок долго трудится и не умирает, идут к таким батюшкам читать “страшные” молитвы. Справедливость требует заметить, что таких священников, которые бы читали страшные молитвы, не много. В большинстве случаев священники убеждают их приобщить ребёнка Св. Тайн, но убеждения как правило ни к чему не ведут”[10].
После 1917г. требоисправление было официально прекращено. Но сама практика исповеди была усвоена и закреплена в народном сознании как осознанная необходимость. В современных записях, сделанных от старых людей, сохраняются ещё осколочные воспоминаний о ней: “А вот бывал у нас была чужая нянька жила бабушка, она вместо своей бабушки, дак она приводили ей, што она уш лежала худая дак приводили, тогда обязательно привозили попа, а я сидела на окошке, небольша така была, ноги на скамейке. У нас така рудна изба была, окна, дак на окно сядешь, а у ей тут он исповедал го…спрашиват у ей, она фсё токо говорит: “Грешна, батюшка, грешна.” И фсё.”(зап. от Шпякиной А.С. 1922 г.р.).
Отсутствие исповеди воспринимается многими как нарушение целостности обряда, влекущее за собой необходимость компенсации: “А надо поминать так: “Помини, Господи, душу усопшего раба Твоего, напои его, Господи, накорми райской пишчей, не лиши его, Господи, Царствия небесного Твоего, прости ему, Господи, все прегрешения егонные, и вольные, и невольные.” Надо особенно просить…вить больша половина умирает-то бес покаяния…Иная старушка не бывала на исповеди фсю жисть и вот так умираё, со фсема грехами, со фсем грузом грехов.”(зап. от Горловой Е.Ф. 1923 г.р.). Свойство освобождать умирающего от грехов приписывается земле, что восходит, видимо, к древнему религиозному обычаю – исповеди земле, особенно распространённому среди старообрядцев-беспоповцев, отрицавших все церковные таинства.
Известно из материалов ХIХ в., что перед смертью земле кланялись, просили у неё прощения. Вот пример современной записи: информантка, рассказывая о том, как она ухаживала за своим парализованным отцом, сообщает: “Я не соблюла, щитаю, што всево, што он просил, и вот он как бы мне мстил. Просил он покаяца перед смертью, просил принести земельки с заваленки, и вот туда, подвал у нас там, изнутри надо было взять с заваленки земли, принести и он на земельку все свои грехи расскажет, какие на душе. <А куда эту земельку потом?> Не знаю…ну, можно вот обратно положить.”(зап. от Коробковой З.Г. 1932 г.р.).
В деревнях, где работала фольклорная экспедиция РГГУ, очень много воспоминаний сохранилось о старообрядческом течении странников-бегунов, которые также не принимали все церковные установления, считая что царство Антихриста уже наступило. Одна информантка, рассказывая о старушке, бывшей скрытнице, как та перед смертью “сходила с лесом простиласи”, сама добавила: “Мать-сыра зимля, прости миня от фсех моих тяжких грихах. Каки у тибя есть грихи – зимельки-матушки выскажи фсе и зимля-мать простит. <Для чего нужно так прощаться?> А как жи, штобы тибя, ты простися, так в лишных грихах и простиси”(зап. от Черепановой Т.В. 1920 г.р.).
Часто искажённое представление об исповеди присутствует в сознании информанта, но действия священника истолковываются как магические. Вот пример такой записи, сделанной в Уржумском р-не Кировской обл.: “Когда человек долго болеет, приглашают священника. Тот открывает Евангелие и читает. Если он о мёртвых читает – значит, скоро помрёт, если о живых, выживет”.
Экспедицией РГГУ в Каргополье зафиксирован обычай, связанный с действиями при трудной кончине: “И вот стала она умирать. Это я сама очевидец. Никак умереть не может. Неделю уж не ела ничего, а всё равно умереть не может. И до тех пор не умерла…маме говорит в один прекрасный вечер: “Матушка, прости меня грешную,-она говорит,- Матушка, подойди-ко ко мне”. Мама подошла. Она говорит: “Матушка, разреши мне умереть”.- “Да я тебе не матушка, умирай, цого уш. Отжила свой век, да мы с тобой простились.”- “Нет, стань надо мной. Прости меня. Возьми веретено и встань надо мной”. Мама: “Да как так?”- “Да так, стань надо мной.” Мама взяла веретено, принесла <и поднесла> к этому-то месту <поперёк низа живота>. А она ей и говорит: “Прости меня в грехах. Худо я тебя держала. Всё я от тебя прятала. Тебя полуголодную…” Всё-всё высказала, что помнила. – “И сломи веретено.” Мама говорит: “Ну, я тебя прощаю. Прости, матушка, что было, всё прощаю. Поди на тот свет.” Мама пополам, пополам-то сломила, вышла, бабка как расстаяла. Я сама очевидец”(зап. от Громовой П.И. 1925 г.р.).
В этом случае перед нами не просто обычай перед смертью просить прощения у близких. Умирающая исповедует свои грехи и просит совершить определённое действие над ней. Обычай разламывания “веретёшек” встречается только в западной части Каргопольсого района. В этом месте он граничит с Карелией. У карел района Ингломантси также при агонии принято было разламывать веретено, если умирающая - женщина, сетевязальную иглу, если мужчина. Таким образом можно наметить ареал, в котором распространяется этот обычай. Сурхаско Ю.Ю. относит его к приёмам уподобительной магии. Можно привести в пример использование этого приёма в волшебных сказках, где герой должен сломать иглу, чтобы одолеть врага.
Представленный материал показывает, что в народном сознании существует понимание необходимости предсмертной исповеди, хотя толкование её отличается от церковного. Суть исповеди в восприятии народа сводится к освобождению от грехов, без чего душа не может покинуть тело и умирающий долго мучается. Исповедать грехи часто означает физическую передачу их какому-то лицу, земле. В связи с этим характерна употребляемая лексика: “сдать” грехи, “брать” себе.
Обратная ссылка: https://mooncatmagic.com/drugoe-po-teme-kladbishche/108/predsmertnaya-ispovedb-i-soborovanie/4305/