Кладбище (погост, некрополь, могильник; попово гумно, место вечного упокоения) — место погребения усопших, с которым связаны поверья о пребывании душ умерших и демонов; "святое" место, где соблюдается известный ритуальный этикет, совершаются поминальные обряды.
Происхождение названия
Слово "кладбище" происходит от *кладьба "укладывание", далее из класть; по-видимому, табуистическое название, первонач. "место для складывания; погребение". Существуют и другие славянские названия кладбища: рус. диал. буй, буйво из др.швед. bu "жилище" (Фасм.), погост, первоначальное значение которого "постоялый двор"; серб, гроблье, гробишта, болг. гробище, пол. groble и др., образованные от grob могила , гроб , полес. могилки, моглица, молица, — соотносимы с символикой кладбища как поселения мертвых, с представлениями о гробе (и могиле) как о доме усопшего на "том свете"; рус. кладбище, укр. кладовише и др. от *kladьba, klado связаны со способом погребения умерших ("укладывание" в землю). Как часть мифологизированного пространства кладбище противопоставлено селу, т. е. миру живых. Особую значимость в обрядах и поверьях приобретают ворота кладбища — вход в мир мертвых.
Место расположения кладбища
Место расположения кладбища — недалеко от села, возле церкви, у дороги, в лесу, за водным рубежом, у балк. славян — также на холмах (реже в низине), на границе принадлежащих селу полей (болг.). На кладбище сажают плодовые деревья (балк.слав.): черешню, сливу, а также грецкий орех (ц.Серб.) или, наоборот, деревья, не дающие плодов — вербу, ель и др. (лол.), чтобы душа могла найти себе убежище в дереве (серб.). У болгар почти на всех кладбищах — огромные дубы, не подлежащие рубке. У юж. славян, словаков в центре кладбища часто находится большой каменный столб или каменный крест (с.в.болг. оброчен кръст); у вост. славян — общий деревянный крест.
Захоронения вне кладбища
Вне сакрального пространства кладбища хоронили самоубийц, утопленников, некрещеных детей, иноверцев: за оградой кладбища (о.слав.) или в углу кладбища (полес.), под оградой внутри кладбища (где якобы кончается "святое" место), т. е. на "неосвященной" земле (пол. Хелм, Замостье, Скерневице), которую иногда специально оставляли на кладбище для самоубийц (пол. Тарнов), в противном случае в селе ожидался град, засуха, мор, болезни и др. бедствия (о.слав.).
Иногда не хоронили на кладбище и человека, убитого молнией, считая его большим грешником (в.слав., болг., с.пол.). На Рус. Севере "возле огороды" кладбища хоронили преступников, поскольку их "душа оддана черту", и они не могли быть погребены вместе с праведными (Каргополье). В Полесье и Болгарии вне кладбища хоронили также людей, занимавшихся магией, колдунов. По чешским поверьям, погребенный вне кладбища становится демоном, упырем.
Обряды и поверья
Первый похороненный на новом кладбище покойник считается родоначальником всей кладбищенской общины "предков". В Полесье полагают, что не следует хоронить на новом кладбище или в новой части кладбища первого в семье покойника, потому что вся его семья умрет; в этом случае хоронят кого-нибудь чужого. Сербы также опасались первыми хоронить своих близких, полагая, что это повлечет гибель всего семейства.
По пути на кладбище (и обратно) люди не здороваются (полес., в.серб., Пиротский край), входят только через калитку, так как через ворота вносят усопших; никто из семьи усопшего не должен во время похорон входить на кладбище первым, чтобы не умер кто-нибудь из них (рус., пол. Мазовше). На о-ве Брач (хорв.) ближайшие родственники усопшего не участвовали в погребении на кладбище, у болгар и македонцев вдовец не ходил на кладбище на похороны жены, чтобы иметь возможность снова вступить в брак. При похоронах первого ребенка мать не ходит на кладбище, чтобы предотвратить смерть будущих детей (бел., болг., макед.). При возвращении с кладбища нельзя оглядываться, следует идти в село иным путем. У вост. славян бьшо принято идти с кладбища, пятясь спиной вперед. В некоторых селах Софийского края перед возвращением домой все участники похорон отламывают и съедают на кладбище по кусочку от неначатого хлеба, специально для этого выпеченного. Чтобы не бояться покойника, во время похорон на кладбище сыплют себе за воротник песок, натирают им грудь и т. д. (полес.).
На кладбище лошадь, которая привезла покойного, перепрягают, при этом ее сначала обводят по ходу солнца вокруг саней или телеги (в.слав.). Употребленные на похоронах сани, носилки оставляют на некоторое время на кладбище.
Строго соблюдается общий этикет поведения на кладбище. При встрече на кладбище нельзя говорить "Добрый день" (полес.), "До свидания" (говорят: "Прощайте"), чтобы в дальнейшем на кладбище не встречаться (рус.). На Рус. Севере люди, идущие мимо кладбища, где похоронены их родственники, останавливаются и трижды кланяются. Черногорцы, проходя рядом с кладбищем, развязывали пояс и волокли его по земле. Около кладбища нельзя петь песни; мимо кладбища не следует ехать, а надо пройти пешком новобрачным, а также возвращающимся с крестин куме с ребенком (полес.). Тяжелым преступлением считается осквернение кладбища, могил предков (о.слав.), ср. названия кладбища — рус. божья нива. Старые кладбища нельзя перепахивать, как нельзя сдвигать и надгробные памятники, иначе вымрет семья; выносить что-либо с кладбища (напр., оставленную на крестах одежду); пускать скот на кладбище (серб., черногор.).
Кладбище, как и церковь (святые места), не посещают женщины, имеющие месячные; в случае необходимости участия в похоронах им следует повязать красную ленту или красный платок.
Находящиеся в пределах кладбища растения и деревья считаются принадлежащими покойным (пол., полес., серб., черногор.), поэтому на кладбище запрещается ломать ветки, рвать цветы и даже вдыхать их аромат, чтобы не потерять чувство обоняния (пол., чеш., бел.). В Силезии полагают, что к человеку, понюхавшему или сорвавшему на кладбище цветок, придет ночью покойник. В Бескидах считается, что у сорвавшего цветы с могил на кладбище появятся на теле лишаи и чирьи, и это будет местью покойных. По полес. поверьям, у хозяйки, которая сломает на кладбище зеленую ветку и выметет ею золу из печи, всю ночь в доме и под окном будут бродить покойники. Запрещается рубить деревья на кладбище, так как души покойных не смогут отдыхать в тени деревьев и вкушать их плоды (серб.). Человек, поевший на кладбище фруктов, заболеет водянкой (босн.); у него выпадут зубы (пол.) и т. д.
Кладбище — место пребывания умерших или их душ. Считается, что души живут на кладбище и сохраняют привычки людей при жизни (чеш.). По верованиям болгар и македонцев (Велес), мертвые выходят в полночь из гробов, гуляют по кладбищу и посещают друг друга. В определенные часы (главным образом, в полночь) и праздники (чаще — в поминальные дни) на кладбище можно видеть души мертвых (о.слав.): каждая пребывает на своей могиле, некоторые просят о помощи (пол. Поморье); некрещеный ребенок плачет на кладбище с двенадцати часов ночи (гомел.); голоса покойных на кладбище можно слышать на Троицу, поэтому в этот день на кладбище следует молчать (болг. пловдив.); перед Вознесением на кладбище можно увидеть умерших, плывущих в облаках (брест.), и т. д.
Когда покойника несут на кладбище, его встречают души всех тех, кого он провожал в последний путь: они виснут на гробе, отчего гроб становится неимоверно тяжелым (полес.). По пол. поверьям, душа оставляет тело при входе на кладбище, после чего гроб тяжелеет, причем в Вармии и Мазурах полагают, что душа предыдущего покойного ждет следующего в дверях костела или при входе на кладбище; поляки считают также, что душу умершего можно встретить в воротах кладбища. По чеш. и в.слав. поверьям, душа последнего погребенного стоит сочью в воротах кладбища на страже.
Календарная обрядность
Существуют определенные календарные дни и праздники, когда души умерших покидают кладбище и появляются в селе или в церкви. У зап. славян такие представления связаны с "задушками" (2.ХІ), в канун которых (в полночь) процессия из душ всех умерших движется от кладбища к костелу, где проводит ночь (пол., чеш.). Под утро вся процессия возвращается на кладбище (з.слав.), последняя вернувшаяся душа занимает место стража у ворот кладбища. В некоторых с.слав. регионах поверья о посещении домов душами умерших и их возвращении на кладбище приурочены к вечеру Сочельника. В традиции православных славян поверья о выходе душ умерших с кладбища связываются главным образом с пасхальными праздниками и Троицей: в это время души бродят около кладбища, для них разжигают костры на кладбище или у воды рядом с кладбищем (болг.), см. "Греть покойников". В в.слав. традиции послепасхальная неделя (полес. Проводы) посвящена мертвым, которых поминальными трапезами и раздачей еды на кладбище провожали в эти дни на "тот свет" (см. Фомина неделя). В зап. Белоруссии полагают, что ночью на розгры (после Троицы) можно увидеть, как с кладбища в церковь идут "детки", большие, а за ними — маленькие (брест. столин.)
Посещения кладбища в поминальные дни (см. Задушницы, Деды) и календарные праздники (на Мясопустной неделе, масленице, Фоминой неделе, Троице и др.) по большей части связаны с представлениями о возможности вступления в контакт с мертвыми, ср. бел.полес. выражение при отправлении на Фоминой неделе на кладбище: "Пойдем христосоваться с покойниками". Для душ на кладбище оставляют еду, специально выпеченный хлеб; приносят им одежду в качестве подарка; их приветствуют, как живых; чистят и украшают могилы и т. д. Характерны приглашения мертвых к трапезе, совершаемой на кладбище: бел. "Святые радзицели! Ходзице к нам хлеба-соли откушаць" (вторник Фоминой недели), ср. з.бел. ритуал будить покойника, когда покойника "окликали" и "угощали" обрядовой едой на кладбище на второй или третий день после похорон (см. Будить). В Рязанской губ. поминальную пищу, которую приносили на кладбище на Радуницу (вторник Фоминой недели), будто бы делили живые и мертвые, выходящие "из темницы" и невидимо присутствующие с живыми до захода солнца. В селах Минской губ. полагали, что в присутствии живых мертвые есть не могут, чем объясняли обычай оставлять остатки поминальной пищи на кладбище. У сербов повсеместно раздача поминальной еды на кладбище соседям, односельчанам, нищим называется за душу, "для души, для душ умерших, покойников".
Родильные и свадебные ритуалы
С представлениями о кладбище как месте пребывания умерших ("родителей") связаны некоторые семейные (родильные и свадебные) ритуалы. Когда везут крестить новорожденного, то на кладбище оставляют хлеб и соль (гомел., лельчиц.); девушка-сирота перед свадьбой должна прийти на кладбище, чтобы попросить прощения у родителей или "позвать их на свадьбу" (в.слав.); перед свадьбой золовка жениха ходит на кладбище к недаано умершему члену семьи и приносит ему яблоко со словами приглашения на свадьбу (болг.); скончавшимся до свадьбы молодым оставляют на кладбище свадебное знамя (з.болг., ю.в.серб.) и т. д.
Демонические существа и души умерших
Огонь или огоньки, замечаемые в пределах кладбища, считаются знаком душ умерших (ю.слав., полес., укр., пол.). По серб, поверьям, при появлении огоньков или огней не следует ходить на кладбище, так как в это время по кладбищу блуждают души умерших; на такой огонь нельзя смотреть, нначе ослепнешь (Босилеград). Огоньки, появляющиеся на кладбище, заставляют блуждать людей по ночам (пол. Поморье).
Демонические существа, обитающие на кладбище, — это души злых, неправедних людей или некрещеных детей, иноверцев и т. п. Нередко кладбище выступает как место скопления разных демонов, которое предписывается обходить стороной, особенно ночью. Проходя мимо кладбища ночью, следует читать молитвы, креститься (о.слав.), подать голос, "штобы родзицели почули и не пужали".
"Злые" души нападают на прохожих возле кладбища ночью до первых петухов, являясь в том виде, как были захоронены (укр. подол.); в белых одеждах, которые не следует трогать, или в виде опасного столба пара, воздуха (полес). Возле кладбища появляются духи-демоны, предвещающие смерть увидевшему их (пол., полес.); русалки, издающие ночью на кладбище пугающие звуки (чернигов.); редко — болг. "самодивы". В разных слав, регионах известны поверья и былички об обитающих на кладбище вампирах, которые вылезают "из дыр" в могилах, седлают ночных прохожих возле кладбища, бесчинствуют в селе (в.серб.); страшно завывают и качаются в белых одеждах над могилами (укр.) и т. п. В балк.слав. регионах от кладбища до дома сыплют просо или семена горчицы, чтобы избавиться от вампира. По поверьям из с.зап. Болгарии, на кладбище обитают всевозможные демоны (вампиры, "вурколаки", "караконджулы" и пр.); ведьмы же только посещают кладбище для осуществления магических действий. Реже встречаются поверья о прилетающем со стороны кладбища змее; стерегущем кладбище огромном уже (болг.).
Обитающие на кладбище дьяволы покидают его и принимают облик любых живых существ, чтобы сбить человека с дороги или завести его на кладбище (балк.слав.); напускают с могил на человека злые чары в виде ветра (пол.); слетаются на кладбище на звук свиста, чтобы вступить в сделку с человеком (полес. брест.) и т. д.
Лечебная магия
На кладбище осуществляются магические действия и ритуалы с целью излечения от болезни или бесплодия, изгнания из села нечисти, а также для приобретения человеком чудесных знаний или нанесения порчи. Особое значение в этих действиях придается земле, песку, растениям с кладбища, найденной кости и др. предметам. У юж. славян на кладбище также исполняются ритуалы разделения "одномесячников" и заключения побратимства.
На кладбище отправляют, изгоняют нечистую силу, болезни, вредных насекомых. В вост. Сербии и зап. Болгарии, изгоняя из села змея, препятствующего выпадению дождя, на кладбище раскладывают огромный костер, вокруг которого танцуют мужчины, сбросив с себя одежду. В окрестностях Неготина (в.серб.) на Страстную среду костер из бурьяна, подожженного сначала в каждом из дворов, раскладывали на кладбище, чтобы избавиться от "вештиц". В Полесье на Ивана Купалу костер иногда разжигали на кладбище. Кроме того, на кладбище часто завершался полесский обряд "проводы русалки": с ряженой "русалки" девушки срывали венки и бросали их в костер на кладбище или на могилы, вешали на ворота кладбища. На кладбище также отправляли тараканов, блох, привязав к ноге человека, сопровождающего похоронную процессию, таракана или лапоть с насекомыми (в.слав. полес., смолен.).
Изгоняя болезнь, посылают больного лихорадкой ночевать на кладбище (бел.). Если у человека растет "мертвая кость", то, придя на кладбище "на молодом месяце" перед заходом солнца, он должен три раза сказать: "Само пришло, само прошло" (хорв. Пригорье). В Полесье варят в воде песок с кладбища и купают больных детей, после чего его возвращают на то место, откуда брали. При переедании корову гоняют три раза вокруг села и ведут на кладбище, чтобы она оправилась от болезни (полес.).
Гадания и вредоносная магия
Приобретение человеком чудесных знаний и способностей, гадания на кладбище связываются с верованием в помощь потусторонних сил. В рождественскую полночь на кладбище смотрят через раздвоенный сучок, взятый с могилы, чтобы увидеть тех, кто умрет в следующем году (морав). Человек, трижды обежавший голым кладбище на Рождество, узнает имена людей, которые должны умереть в наступающем году (чеш.). Ведьмы обходят кладбище, проговаривая слова заговора с целью отбирания молока у соседских коров (пол., Вармия и Мазуры). Чтобы приворожить парня, девушка привязывает к кладбищенскому дереву кусочки ткани (полес.). Во вредоносной магии чаще используется песок, земля с кладбища, например, их бросают на пути новобрачных, чтобы испортить молодым жизнь или вызвать их смерть (полес.).
Кладбища инородцев
Известны многочисленные легенды о кладбище, на которых похоронены великаны или инородцы — шведы, турки и др. народы, проживавшие в данной местности (ср. серб. названия кладбища: циновско гробле "кладбище великанов", а также — "греческое", "венгерское", "турецкое" и др. кладбища с сербскими надписями на надгробных камнях). У балк. славян существуют также кладбища, возникшие в результате реальных столкновений обрядовых групп (сватов, ряженых колядующих, "русалий", "джамаларей" и др.), на что указывают и названия таких кладбищ: серб, сватовска, русалийска, коледарска, кральичка, цамаларска гробльа.
А. А. Плотникова
Кладбище — до революции захоронение совершалось только в освященной земле, на кладбищах нередко ставились небольшие кладбищенские церкви или часовни для совершения церковного обряда похорон. Захоронение производилось в земле (в могилах) или же в специально выстроенных семейных склепах, где гробы стояли открыто. Склепы и надмогильные камни сопровождались религиозной символикой, либо же на могилах ставились кресты; на камнях зачастую выбивалась краткая эпитафия или жизнеописание покойного. Гробокопательство (эксгумация трупов) запрещалось законом, а осквернение могил преследовалось в уголовном порядке. В исключительных случаях и при строгом соблюдении санитарных норм дозволялась ликвидация древних кладбищ под застройку и пр., с непременным перезахоронением останков.
В СССР, особенно в связи с ожесточенной борьбой с религиозными верованиями, кладбище из святыни превратилось в обычное хозяйственное учреждение. Немалую роль в этом отношении сыграло и распространение вульгарного материализма, рассматривавшего смерть как обычное физиологическое явление, с одной стороны, а с другой — внедрение советского оптимистического мировоззрения, выводившего смерть за пределы жизни. Новые кладбища не освящались, кладбищенские храмы и часовни большей частью были закрыты или даже разрушены. Поскольку религиозные верования стали частным и не одобряемым властями делом, церковный обряд отпевания мог совершаться заочно, а захоронение имело светский характер.
В целях борьбы с религиозным "дурманом" в первые годы после окт. 1917 г. нередко происходили демонстративные "красные похороны", разумеется, без духовенства и установки крестов на могилах, но с многочисленными речами над могилами, и, по возможности, под звуки оркестра, иногда (а при погребении военнослужащих непременно) — под оружейный салют. Такие похороны героев революции или войны нередко совершались не на кладбищах, а в центре городов и сел; так, на Красной площади Москвы или на Марсовом поле в Петрограде появились небольшие мемориальные кладбища.
Склепы более не строились, а существующие нередко превращались в полузаброшенные или наглухо закрытые хозяйственные постройки. Кресты на могилах практически не ставились, разве только на деревенских кладбищах. Обычным памятником стала небольшая деревянная или жестяная пирамидка, увенчанная пятиконечной звездой. По возможности для сохранения земляной насыпи могилы огораживались небольшой деревянной или металлической оградой. На крупных городских кладбищах имелась администрация и рабочие (могильщики), следившие за порядком на кладбище.
В крупных городах появились престижные кладбища, где захоронения совершались по особому разрешению, которого добивались по блату или за взятки. В 1970–80‐х гг. во многих больших городах, особенно на юге страны, стали возводиться дорогие помпезные памятники со скульптурным изображением покойного; особенно это стало характерно для криминалитета. Но одновременно получил распространение особый кладбищенский вандализм — осквернение могил и разрушение памятников, в т.ч. на национальной или религиозной почве (осквернение могил евреев свастикой и т.п.).
Леонид Беловинский. Энциклопедический словарь истории советской повседневной жизни
Обратная ссылка: https://mooncatmagic.com/drugoe-po-teme-kladbishche/108/kladbishche/2216/