Новости: 🍀 Объявляется набор в школу Рунической Магии и Мантики 🍀

  • 21 Ноября 2024, 11:43:00


Автор Тема: Вештица  (Прочитано 1373 раз)

Мавка

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 321
  • Репутация: 91
  • Мавка
Вештица
« : 01 Декабря 2019, 17:27:00 »
Персонаж южнославянской демонологии, совмещающий в себе свойства реальной женщины и демона (ср. восточнославянскую ведьму). По сербским поверьям, вештицей становилась женщина, в которую вселился “дьявольский дух” или которая вступила в сделку с чертом, продала ему свою душу.

Вештицей могла стать (по достижении зрелости) девочка, если была зачата родителями в “недобрый час”, в канун большого праздника, либо рожденная “в рубашке” особого кровавого цвета, либо появившаяся на свет в период последней лунной фазы. Болгары считали, что опасность стать Вештицей грозила женщинам, потерявшим способность к деторождению, и что вселившийся в тело пожилой женщины злой дух в виде черной с красными точками бабочки делал ее Вештицей.

Обычно Вештица. выглядела как старая женщина, седая, сгорбленная, косматая, с волосатыми ногами, со сросшимися бровями, пробивающимися усиками, косоглазая или с глубоко сидящими глазами, злобным взглядом, длинным носом. Считалось, что у нее есть незаметный хвостик или крылья.

Вештица могла принимать вид ночной бабочки, мотылька, черной чтицы, курицы, гуся, индюшки; могла также превратиться в жабу, кошку, собаку, волка. Вештице приписывалась способность отбирать молоко у чужих коров, урожай с полей, мед у пчел, насылать на людей и скот порчу, болезни, вызывать засуху, град, наводнение, управлять стихиями и т.п. Она могла напустить мор на животных, разлучить супругов, поссорить людей.
По болгарским поверьям, Вештица похищала месяц или сбрасывала его с неба и доила, как корову. Еще более опасными были вампирские свойства Вештицы. Считалось, что она поедает младенцев и человеческие сердца: чудесной палочкой, прутом, веткой Вештица дотрагивается до груди спящего человека, вынимает сердце, поедает его, а тело спящего к утру срастается.

Люди, сердца которых съели Вештицы, в дальнейшем неизбежно погибают (например, под упавшим деревом или от удара молнии). Особенно часто объектами нападений Вештиц были беременные женщины и новорожденные. Вештица могла вынуть плод из материнской утробы, съесть его, пила кровь детей. О внезапно умершем, не болевшем до того ребенке говорили: “Проклятые вештицы выпили его сердце”.

От вредоносного воздействия Вештиц старались защитить себя и детей в такие дни, когда они особенно активно вредили людям: накануне дня св. Евдокии, Юрьева дня, Иванова дня (Ивана Купалы), Страстной пятницы, на Рождество, масленицу.

Чтобы не дать Вештице проникнуть в дом, втыкали на ночь нож в двери дома, натирали детям пятки чесноком, выставляли за двери метлу, перевернутую вверх прутьями, клали нож под подушку, помещали на хлев и овчарню конский или воловий череп, произносили словесные формулы-обереги: “когда пересчитаешь все травы в поле и все листья в лесу, тогда уморишь моего ребенка” или “когда пересчитаешь звезды на небе и песок на море, тогда навредишь мне и моей семье” и т.п.

В сербскохорватской традиции популярны былички о полетах Вештиц (в календарные даты их наибольшей активизации) на совместные сборища.

Поздно ночью Вештицы мазали тело волшебной мазью, произносили магическое заклинание и вылетали через трубу на метле, веретене или верхом на человеке. Их полет сопровождался грохотом, свистом, а следом тянулся огненный хвост. Местами таких слетов были деревья (груша, орех, дуб), заросли папоротника, можжевельника, перекрестки дорог, заброшенные строения.

На сборищах избирали главную Вештицу, поедали сердца младенцев, намечали очередные жертвы, веселились, водили хороводы, пили из золотых кубков. Если односельчанам удавалось распознать, кто из соседок является Вештицей, и вынудить ее дать обещание больше не причинять вреда, то она теряла свои магические способности и становилась обычной женщиной. Множество народных рассказов посвящено теме выслеживания и распознавания Вештиц.

Одна из них в образе курицы повадилась навещать по ночам дом соседа, отчего у него начали умирать дети. Хозяин выследил ее, поймал и накрыл корытом, а утром обнаружил под корытом женщину. Она взмолилась, прося отпустить и давая обещание, что никакие напасти не будут грозить этому дому.

Чтобы распознать Вештиц, люди ловили вечером мотылька, прилетевшего на свет, опаляли ему крылышки, говоря: “Приходи завтра, я дам тебе соли”. Если утром в дом приходила какая-нибудь из соседок со следами ожога на теле и просила соли, то ее считали Вештицей.
Говорят, что кость черной собаки отпугивала вештицу (серб.). Мотив сожжения вештиц был характерен для масленичных Костров в южной Сербии, Македонии, а также кое-где в Болгарии. В южной Сербии, например, на масленичное заговенье по улицам жгли Костры из соломы, называемой кара вештица - «черная ведьма», прыгали через них и кричали: «Черная, черная ведьма, ты, баба, ведьма».

У черногорского племени кучи 1 марта в загонах и дворах жгли костры из мусора, полагая, что таким образом «сгорает ведьма». Нередко Пятница считалась подходящим днем для магического избавления от вештиц, сглаза и болезней. По поверьям, на Груше (растущей в поле, с густой кроной, кривой) обитали вештицы и халы (Сербия). У сербов новорожденных защищали от вештиц и других демонов одним или двумя составленными Гребнями, между которыми помещали головку ребенка На эти Гребни должны были «наколоться» вештицы.
У южных славян Гумно — место сбора преимущественно злых демонов: это крылатые змеи, вилы и особенно вештицы, которые, по сербским поверьям, собираются на оставленном, а также пустом, «подметенном» или «медном» Гумне.

Южнославянская вештица поедает человеческие сердца; дотрагиваясь чудесной палочкой до груди спящего человека, она вынимает его Сердце и съедает, после чего тело на груди срастается; человек без Сердца в будущем обязательно погибает.

Южные славяне обращают внимание на цвет «рубашечки»: белая предвещает успешную, счастливую жизнь; красная, голубая, зеленая означает, что ребенок может стать убийцей, колдуном или вештицей, морой, ветровняком и пр.

Вештица-сорока - опасная птица – оборотень - ведьма - птица. Представления о птице - предвестнице, предсказательнице и об оборачивающейся сорокой ведьме-вещице объединены распространенным в поверьях XIX-XX вв. у славян образом вещицы, вещейки (реже вещуньи).

В Хорватии пастухи плели «юрьевские» Венки и прикрепляли их к рогам коров, а после праздника забрасывали Венки на крыши домов, чтобы вештицы не навредили скоту. Вештицы нападают главным образом на детей (иногда только новорожденных, до крещения) и не дают им спать. Согласно южнославянским верованиям, на больших ореховых деревьях любили собираться вилы, самодивы и вештицы и другие мифологические существа, что также делало небезопасным пребывание под ним.


Обратная ссылка: https://mooncatmagic.com/drugie/154/veshtitsa/1820/
Мечты должны быть либо безумными, либо нереальными ...Иначе - это просто планы на завтра!

Элина Зорич

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2032
  • Репутация: 1861
  • Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич
Re: Вештица
« Ответ #1 : 27 Февраля 2020, 00:52:03 »
Вещица или: вещунья, вещуйка. В муж. р. вещей, вешель, вещун. Так называли ведьм и колдунов (ср.. вещба — заговор).
«Вещицами» иногда называли также демонов судьбы, духов, предсказывающих беды и несчастья.

Вештица (болг. вещица) — у южных славян мифологический персонаж, совмещающий в себе свойства реальной женщины и демона. По сравнению с западно- и восточнославянской ведьмой вештица в большей степени проявляет свою демоническую природу, сближаясь с такими мифологическими персонажами, как мара, стрига, вила, вампир и др.

Происхождение вештицы
По народным верованиям, вештицей становилась женщина, продавшая душу дьяволу или в которую вселился дьявол, зачатая в особую, роковую минуту, рожденная "в рубашке" (красной, кровавой и т. п.), появившаяся на свет в последнюю фазу луны и т. п.

Для вештицы характерно оборотничество, но ее метаморфозы более однообразны, чем у ведьмы: чаще всего она принимает вид бабочки, мотылька или птицы (черной птицы, курицы, индюшки, гуся), реже — жабы, кошки, собаки, волка; ее ипостасью могли быть искры, светящиеся тела. Считается, что пока вештица спит, ее душа летает в виде бабочки и вредит людям (см. Двоедушник). Подобно здухачам (см. Здух), вештицы управляют градовыми тучами и дерутся друг с другом, защищая посевы своего села от градобития, в то время как их тела спят (о. Брач).

Функции вештиц
Характерные для вештиц функции во многом совпадают со злокозненными действиями ведьмы: "отбирание" молока у коров, урожая с полей, насылание болезней и наведение порчи на людей и скот и т. д. В вост. Сербии (р-н Алексинаца) считают, что в Юрьев день вештицы "отбирают" молоко, для чего глухой ночью, раздевшись донага и оседлав навой ткацкого станка, объезжают загоны для скота или окружают их красными нитками, которые затем закапывают в землю, с зтой же целью собирают росу в житном поле. Сходные верования отмечены в Ужице и других сербских зонах. В с.вост. Болгарии вештицам или колдуньям ("магьосницам") приписывалась способность "отбирать" урожай с полей, для этого они срезали по одному колосу с четырех сторон поля и переносили их на свое поле; собирали с чужой нивы росу, замешивали на ней хлеб и клали его в свой амбар и т. п.

Как и ведьма, вештица становится особенно опасной в определенные праздники и календарные периоды, у юж. славян — это Юрьев день, Рождество, день св. Евдокии, канун Иванова дня, Страстная пятница или суббота, "волчьи дни" и др.

Вештица во многом схожа с вампирами: она душит по ночам, пьет кровь людей и животных, питается мертвечиной, поедает сердца, вынутые ею из детей, похищает плод из материнской утробы или из чрева коровы и т. п. В Черногории считали, что желающая стать вештицей должна была прежде съесть своего ребенка, а затем уже могла поедать чужих детей.

Детей особенно оберегают от вештиц на масленицу, натирая им пятки и тело чесноком. В Герцеговине объясняют алчность вештиц к детским сердцам в последний день масленицы тем, что она хочет как следует наесться до Чистого понедельника. О внезапно умершем (не болевшем до того) ребенке говорили: "Проклятые вештицы выпили его сердце". Верили также, что люди, сердца которых съели вештицы, в дальнейшем неизбежно погибают (напр., под упавшим деревом, от удара молнии и т. п.).

Распознавание и обезвреживание вештиц
Верования и магические действия по распознаванию и обезвреживанию вештиц распространены в большей степени в сербскохорватском ареале, чем в Болгарии. Наряду с обычными способами (калечение животного, опознание вештиц во время церковной службы и др. — см. Ведьма) юж. славяне применяли и приемы, неизвестные вост. и зап. славянам: влетевшую ночью бабочку или птицу (душу вештицы) накрывали сосудом — тогда наутро приходила вештица и просила ее отпустить, обещая больше не вредить; пророщенный через голову змеи лук (чеснок, горох) клали под шапку (под язык), чтобы заставить вештицу прийти; переворачивали черепицу на крыше церкви — вештица должна была прийти с просьбой освободить ее, т. к. она не может двигаться, пока черепицу не положат должным образом, и т. п. Обилие приемов объяснялось верованием, что, будучи разоблаченной, вештица теряла свою магическую вредоносную силу и становилась обычной женщиной. Для этого ей достаточно было принародно признаться в своих злокозненных делах или исповедаться, причем можно было, вместо исповеди в церкви, исповедаться земле или очагу (выкопать ямку и в нее произнести призвание и клятву прекратить свои злодеяния).

Охранительные действия против вештиц совершали на Рождество и масленицу, когда защищали прежде всего детей, беременных, свой дома, и в Юрьев день, когда оберегали в основном скот и посевы. В двери, окна, пороги втыкали острые предметы (нож, топор, шило) или колючки растений, осиновые колья; перевешивали очажную цепь наоборот, чтобы вештица не проникала через дымоход; носили при себе растения-обереги (прежде всего чеснок); отгоняли вештицу едким запахом и дымом, напр. сжигали в очаге рога животного, навоз, старую кожу. В Юрьев или в Иванов день болгары обрызгивали поля дегтем; закапывали среди посевов красное пасхальное яйцо; на хлева и овчарни клали конский или воловий череп; у входа ставили метлу вверх прутьями и применяли много других способов защиты.

Полёты вештиц
В сербскохорватской демонологии подробно разработан мотив полетов вештиц на совместные сборища, которые происходили обычно в канун Рождества или Юрьева дня, дня св. Евдокии или в другие дни. Поздно ночью вештицы мазали тело волшебной мазью (сделанной, как считали в Самоборе, из умерших некрещеных детей), произносили заклинание и вылетали через трубу на метлах, веретенах или верхом на человеке. Их полет сопровождался грохотом, свистом, ветром, а следом тянулся огненный хвост. Местами таких ежегодных (иногда по три-пять раз в год) сборищ были деревья (груша, грецкий орех, дуб), заросли папоротника или можжевельника, перекрестки дорог, места возле воды, заброшенные строения. Здесь избирали главную вештицу, угощались сердцами младенцев, каждая из вновь появившихся на слете должна была принести в жертву своего ребенка или ближайшего родственника. В болгарской традиции на совместные трапезы и игрища летают преимущественно самовилы и самодивы, и этот мотив лишь в слабой форме представлен в поверьях о вештицах и колдуньях ("магьосницах").

Для вештицы в большей степени, чем для ведьмы, характерна связь с небесными светилами и природными стихиями (превращение вештицы в звезду, комету; способность управлять тучами, градом, ветром). В болгарской и сербской традициях вештицам приписывается магическая сила воздействия на луну (сбрасывание луны с неба): с помощью волшебного сита вештицы заставляют луну сойти с неба на землю, отчего происходят лунные затмения. По западноболгарским поверьям, вештица могла доить месяц, как корову.

Важным отличием вештицы от ведьмы следует считать практически полное отсутствие календарно приуроченных обрядов изгнания и уничтожения вештиц.

За пределами Балкан единичные свидетельства о вештицах относятся к моравско-словацкой и карпатской традициям, где "вещицей" называли ночную бабочку, либо мифическое существо, либо ведьму, которая лечила болезни, помогала вернуть украденные вещи, по просьбе девушек привораживала к ним женихов и т. п. В районах Урала и юж. Сибири "вещицей" называли нечистую силу, ведьму, летающую в виде сороки и вредящую беременным и детям.

Л. Н. Виноградова. С. М. Толстая

Элина Зорич

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2032
  • Репутация: 1861
  • Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич
Re: Вештица
« Ответ #2 : 27 Февраля 2020, 00:53:39 »
Вещица-сорока
Вещица-сорока, вешица — опасная птица-оборотень; ведьма-птица.

«Сорока вещица села на кол да щекочет: гостей сказыват. У его да в широком дворе Летают да сороки-вещицы» (Перм.); «Не обвернешь ты как Добрыни добрым молодцом, Обверну тебя сорочкой-вещицею» [из былины] (Арх.).

Представления о птице-предвестнице, предсказательнице и об оборачивающейся сорокой ведьме-вещице объединены распространенным в поверьях XIX–XX вв. образом вещицы, вещейки (реже — вещуньи).

Сорока — один из обычных обликов ведьмы, упоминания о котором постоянно встречаются в историко-литературных памятниках. В XIV в. митрополит Алексий заклинал ведьм-сорок. Заклинал их, согласно народному преданию, Иван Грозный. По царскому указу навезли со всех сторон в Москву ведьм и переметчиц «и рассадили их по крепостям со строгим караулом, чтобы не ушли. Тогда царь отдал приказ, чтобы всех привели на площадь. <…> Вышел сам царь на площадь и велел обложить всех ведьм соломой. Когда навезли соломы и обложили кругом, он приказал запалить со всех сторон, чтобы уничтожить всякое колдовство на Руси на своих глазах. Охватило полымя ведьм — и они подняли визг, крик, мяуканье. Поднялся густой черный столб дыма, и полетели из него сороки, одна за другою — видимо-невидимо… Значит, все ведьмы-переметчицы обернулись в сорок и улетели и обманули царя в глаза. Разгневался тогда Грозный царь и послал им вслед проклятие: „Чтобы вам, — говорит, — отныне и довеку оставаться сороками!“

Так все они и теперь летают сороками, питаются мясом и сырыми яйцами. До сих пор боятся они царского проклятия пуще острого ножа. Поэтому ни одна сорока никогда не долетает до Москвы ближе шестидесяти верст в округе» (Тамб.).

В сороку будто бы обратилась Марина Мнишек.

По свидетельству Татищева, в 1714 г. женщину приговорили к смерти за колдовство и оборачивание в сороку (в ее способность к такому превращению поверил даже фельдмаршал Шереметев).

Архангельские крестьяне считали, что сороки — бывшие киевские ведьмы. Здесь же записана быличка «О старухе-волшебнице», — сняв с себя платье и «упав на поветь», она «превращается сорокою», «летая этою птицею одни сутки». По мнению жителей Орловщины, все женщины, занимающиеся колдовством, превращаются в сорок. В одном из рассказов, записанных в Тульской губернии, старшая ведьма появляется сорокой.

Обернувшись сороками, ведьмы-вещицы (чаще всего их две) могут действовать как «обычные ведьмы: выдаивать коров, портить людей (реже — летать на шабаш, красть Луну). В Вятской губернии „вещичать“ вообще означало „колдовать“» (в частности, обращать людей в лошадей и ездить на них) (см. ВЕДЬМА).

Своеобразное занятие, характеризующее сороку-вещицу (обычно бесхвостую), — похищение плода из чрева беременных женщин. Ведьмы-сороки летают ночью по домам и крадут еще не родившихся младенцев, заменяя их головнями, вениками, кусками сырой свинины (Перм.); голиками, краюшками хлеба, льдинками, головнями (Вятск., Том., Забайк., Оренб.); лягушками (Забайк.); кирпичами (Том.); «голиками или головешками, которые потом и рождаются с даром слова» (Самар.).

В Сургутском крае верили, что ведьма в полночь оборачивается в подполье через двенадцать ножей. Верхняя ее половина становится сорокой, а нижняя половина туловища, пока ведьма летает, хранится в подполье, под поганым корытом. Вещицы летают с едва заметным синим огоньком. Они попадают в дом, приподнимая передний угол. Появляясь в избе, ведьма может обернуться и повивальной бабкой. По поверьям Томской губернии, ведьмы-вещицы проникают в дом через неблагословленные трубы. В Вятской губернии считают, что, если на сеннике ночью стрекочет сорока, это ведьма, которая хочет похитить плод у беременной, и выходить к ней опасно. В. Даль в одной из своих книг <Даль, 1880> приводит такое поверье как общерусское.

Две ведьмы-сороки могут вредить беременной по большей части в отсутствие мужа. Чтобы оградить себя от них, женщина, если она спит одна, должна иметь при себе пояс мужа или иные принадлежащие ему вещи. Однако по рассказу, записанному в Восточной Сибири, даже мужу с трудом удается изгнать вещиц (вещеек) выстрелами из ружья — и только во время третьей беременности жены.

Ведьмы-вещицы опасны тем, кто ложится спать не перекрестившись или спит без креста, без пояса, навзничь. Появляясь в избе, сорока-оборотень словно парализует беременную, которая не может пошевельнуться: «…лежит этак женщина-то в полночь, пробудилась, хвать — мужа-то уж на следку нет… Смотрит: прилетели две вещицы, глядят на нее, а она на них; хотела реветь, а не ревется; хотела соскочить, да не встается — и шевельнуться не может. Вот вещицы подошли к ней, выняли ребенка из брюха, одна и говорит: „Положим заместо ребенка голик!“ а другая: „Краюшку!“ — и давай спорить промежду собой. Оно, конечно, ладно, что та переговорила положить краюшку, а сделайся наоборот?» (Вятск.).

В забайкальском сюжете беременная женщина видит похищающих ребенка сорок-вещиц, но не в силах шевельнуться и отогнать их: «Она могла рассказать об этом только утром, а через три дня умерла».

Подложенная вместо ребенка краюшка хлеба относительно безвредна, но от голика и льда женщины мучаются, могут умереть. Похитив ребенка, вещицы иногда съедают его тут же, на печном шестке. «Делают это вещицы без злобы, — считали в Сургутском крае, — так как питаются таким образом».

Согласно забайкальским поверьям начала XIX в., от вещиц женщину оберегает гасник мужа (шнур из его штанов). Сходные представления бытуют в Томской области <Бардина, 1992>. «Вещицы являются в виде сорок — в величину лукошка, садятся где-нибудь на крыше и щекочут. Если кому случится увидеть эту щекотунью, то следует только разорвать на себе рубашку, или разломить вилы, или переломить на колено лутошку, и тогда ведьма из оборотня падает к ногам обнаженная и просит помилования — и в это время можно что угодно делать с ней» (Оренб.). «Если ведьма летит в образе сороки, то стоит по направлению к ней „наотмашь“ [от себя] бросить обломком дуги или обруча, как сейчас же у нее получится перелом крыла, и она не в состоянии будет летать. Только упомянутый обломок должен быть случайно найденным где-либо на дороге. Вот почему жители описываемой местности часто подбирают на своем пути и хранят подобные обломки» (Забайк.) <Логиновский, 1903>.

В поверьях крестьян Архангельской губернии, не совсем четко охарактеризованных П. Ефименко, вещицы (ведуницы) — болезни, схожие с лихорадками: они «представляются старыми, безобразными и злыми женщинами с котомками за плечами, как странницы, и больные знатоки, видевшие их лицом к лицу во сне или в горячечном бреду, уверяют, что они, когда находят на человека, бывают приветливы и целуются, а когда отходят, бывают сердиты, ругаются и часто сказывают больному, что им не по сердцу, чего они испугались и отчего уходят. Вещицы не имеют оседлого жительства во Вселенной, а странствуют из государства в государство, из края в край, и горе тому народу, который они полюбят» <Ефименко, 1877>.

Несмотря на недостаточную ясность описания, допустимо, что вещица-ведьма, вещица-судьба оборачивается вещицей-болезнью, источником и воплощением бед, точно так же, как слово «вещать» может означать и «говорить», и «предсказывать, ворожить, чародействовать, лечить» <Буслаев, 1861>. «Замечателен остаток седой старины в некоторых местах Новгородской губернии, где лекарство называется вешти, вешетинье, а самое слово „лечиться“ заменяется словом „ворожиться“: „Уж чем, чем ни ворожился, а Господь не прощает грехов, не дает здоровья“» <Попов, 1903>.

Очевидно, что вмешательством сорок-вещиц крестьяне объясняли отклонения в течение беременности и родов. Вещица предопределяет, «вещает» участь матери и младенца, она их персонифицированное будущее.

Интересно, что птицей-вертеницей (еретницей) в русских загадках нередко именуют смерть, а в загадке из Енисейской губернии — ребенка в утробе матери: «Стоит дуб-сыродуб, в этом дубе-сыродубе сидит птица-еретница, никто ее не видит, ни царь, ни царица, ни красная девица».

Вещица, птица-людоедка — воплощенная судьба и смерть одновременно (представления о смерти как о похищении, поедании — одни из древнейших). В то же время, по поверьям многих народов, божества, которые могут похитить, съесть, уничтожить роженицу и ребенка, хотя и опасны, но необходимы. Видимо, образ, подобный вещице, согласно «мифологической логике», объединяет в себе и божество, дарующее жизнь, и божество, ее отнимающее. Чтобы внести в мир живое существо, его в некоторых случаях необходимо иметь в себе, т. е. вначале нужно как бы поглотить, «съесть». Смерть здесь предполагает жизнь, и наоборот. Вместилище же и хранительница душ будущих людей в поверьях многих народов, начиная с глубокой древности, — женщина, или птица-женщина, дарующая и уносящая жизнь, душу.

Такой образ женщины-птицы отмечен еще в палеолите Евразии, а в Центральной Европе в бронзовом веке существовали специальные погребальные урны в виде грубоватых женских фигурок с крыльями <Рыбаков, 1987>.

У русских XIX–XX вв. подобные воззрения (возможно, оказавшие влияние на формирование образа сороки-вещицы) прослеживаются лишь осколочно. Вещица действительно «вбирает в себя», уносит человека, но она персонаж отрицательный, губительный.

Тем не менее две сороки-вещицы, пожалуй, единственный в традиции XIX в. отчетливо «парный» женский персонаж, который может быть соотнесен с двумя птицами (как и с двумя богинями) — традиционной формулой русской народной вышивки, росписи. Можно предположить, что роль такой пары птиц-женщин была многообразной и значительной, связанной с «магией жизни», где крылатое женское божество — хранительница начал бытия.

Власова Марина. Энциклопедия русских суеверий

Элина Зорич

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2032
  • Репутация: 1861
  • Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич
Re: Вештица
« Ответ #3 : 27 Февраля 2020, 00:55:17 »
Вещун
Вещель, вещевременец, вещевременец, вещевременник, вещец, вещий, вещун — знахарь; ведун, колдун; предсказатель, прорицатель; отгадчик.

вещейка, вещица, вещица, вещуйка, вещунья — знахарка; ведунья; ведьма, колдунья; предсказательница, ворожея.

«Уж такая вещица не узнат, дак кто еще узнат» (Ср. Урал); «Каркала б вещунья на свою голову» <Даль, 1880>; «Маленькие дети — вещуны: когда что узнать хочешь, спроси у махонького дитенка» (Смол.); «Дворовый и домовой вещают» (Калуж.); «Сердце-вещун, чует добро и худо» <Даль, 1880>.

Вещунам, наделенным сверхъестественными способностями людям (ведунам, колдунам, ведьмам), открыты грядущие и прошлые события; вещий — тот, кому все ведомо. Вещба — прорицание, заклинание, а вещать, вещевать — значит предсказывать.

Вещель, ведун, колдун — человек, способный вещать, — упоминается в историко-литературных памятниках начиная с XI в. Роль таких всеведущих людей в Древней Руси, да и позже, была значительной: провидя будущее, он могли влиять на настоящее, изменять его. К вещунам-гадателям крестьяне обращались и в конце XIX в., правда, более за объяснениями событий уже происшедших (возможно, потому, что события будущие представлялись неотвратимыми).

Вещица, вещун (как и ведун, кудесник, волхв) — существа могущественные и опасные, упоминаются в «ограждающих» от них заговорах: «…оградите меня [имя] каменным градом о трех запорах и заборонах <…> схороните в двинскую вершину и в каменную пещеру, от ведуна и от вещицы, от волхва и от кудесника и от всякого злого человека, недоброго. Коли те ключи найдет ведун и вещица и замки отомкнет, и ворота отворит, и град потопит, ни ведуну, ни вещице тех ключей не нахаживать» (Арх.).

В поверьях XIX в. способностями к вещбе наделяются не только ведуны и ведьмы, но и маленькие дети, а также птицы и целый ряд мифологических персонажей; ср.: «Ворона вещует — дождь будет» (Ворон.), «Нынче ночью домовой вещевал, целую ночь стонал на дворе» (Калуж.) (см. БЕЛАЯ (БАБА, ДЕВКА), ДОМОВОЙ, КИКИМОРА, ЛЕШИЙ, РУСАЛКА).

По поверьям Тульской и Калужской губерний, вещуны, вещуньи — духи предвещающие беду, скорую смерть, — оборачиваются птицами, кошками и т. д. Вещицей может именоваться и нечистая сила, лесной дух в образе красиво окрашенной белки или бесхвостой сороки (Уфим., Перм., Тобол., Свердл.).

Во многих районах России вещуньей, вещицей называли и знахарку, ведьму, и птицу, предвещающую беду (чаще всего ворону, сороку, кукушку). Вещуном считали ворона: «Также равно вещунье сороке и черному ворону в моем стаде не вещевати» (Арх.).

Особая, «вещая», роль птиц не случайна: они поднимаются высоко в небо, вездесущи и всезнающи, особенно те, что живут долго (вороны).

«Повсеместно ворон считается зловещей птицей, предвестником смерти. <…> Коршун на кресте (могильном или церковном. — М. В.) — тоже к покойнику. Кукушка на доме — или пожар или смерть кого-нибудь из семьи. <…> Дятел долбит стену — к покойнику. О всякой птице, если она стучит клювом в крышу, в стену или в окно дома, — говорят, что она выживает кого-нибудь из дому. Куры весной кричат до солнышка на гнездах — к покойнику… и т. п.» (Костр.) Карканье ворона предсказывает непогоду или несчастье (Орл., Симб., Курск.), непременно кто-то должен умереть, если сыч закричит на избе (Курск.); сова и филин летят в деревню и кричат перед пожаром (Арх.). Сорока, щекочущая на дворе, предвещает гостя (Арх., Орл., Курск.); «для девушки-невесты — сватов. Когда же она вскочит на порог дома с щекотом, непременно в дом прибудет что-нибудь новое и хорошее» (Орл.).

Согласно поверьям, облик птицы могли принимать и душа, «пернатый двойник человека», и покойник (также вещающие, воплощающие несчастья), и смерть.

«Три дни, говорят, душа бьется около своих телесов. Летает она по избе как пташка, али маленький цыпленок. Ей охота скорее к Богу. Надо тожно открывать двери и трубу — чтобы могла лететь» (Сиб.); до 40-го дня душа «витает около жилища или в виде человека, каким он был при жизни, или в виде птички» (Костр.). «Если птичка влетит в избу, то это — душа недавно умершего или хотя и давно умершего, но особенно жалеющего своих домочадцев» (Енис.); белый голубь — душа незаконнорожденного младенца, крещенного бабкой, задушенного и не похороненного на кладбище (Влад.): «Когда воробей влетит в комнату, то, чтобы не было покойника, нужно его накормить, напоить и выпустить в противоположную его влету сторону» (Ворон.). «В Средней России по сие время говорят, когда влетит зимой в дом птица, „упокойничек озяб, пичужкой погреться прилетел“, — резюмирует А. Н. Соболев. — Верят на Руси и в то, что душа часто летает голубем и пребывает на месте своего погребения, и у нас от древнего времени сохранился обычай строить на могилах особые постройки, для отдохновения души и для защиты ее от ненастья, носящие названия голубцов» <Соболев, 1913>.

В Сургутском крае считали, что смерть может принять вид птицы (по большей части — сороки). Сорока-оборотень залетает в дом через окно или трубу. В русских сказках и причитаниях (а также в загадках. — М. В.) смерть прямо называется птицею.

В России и сейчас верят, что бьющаяся в окно (или залетевшая в дом), кружащая и кричащая возле дома птица пророчит, приносит несчастья.

Eliz

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3503
  • Репутация: 1290
  • Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz Eliz
Re: Вештица
« Ответ #4 : 26 Ноября 2021, 10:32:42 »
В ѣ щ и ц ы .

(Черногорское слово.) Это старыя женщины, помнѣнію славянъ, которыя знаются съ нечистою силою. Но славяне придаюсь вѣщицамъ болѣс страіпнаго, чѣмъ Русскіе своимъ вѣдьмамъ. Про нихъ въ народѣ молва такая, что когда онѣ спятъ, то духъ ихъ летаетъ по воздуху, мерцая; какъ огонь, влетаетъ въ дома и своимъ жаломъ прокалываетъ спящимъ грудь или лѣвый бокъ. Спящій подъ открытымъ небомъ, часто на голой з^глѣ, лучще всего сознаетъ на себѣ дѣйствіе вѣщицы, потому что ему приходится во время войны или паствы презирать всѣми удобствами жизни, пре- терпѣвать сырость и вьюги, простужаться, застужать раны. Ну, вотъ все и вали на вѣщицъ и ихъ ненависть къ людямъ, то есть на злой духъ и нечистую силу. Они же черногорцы вѣрютъ, что вѣщицы не терпятъ бѣлаго луку и чеснока и черногорецъ съ осо- беннымъ стараніемъ смазываетъ сокомъ этихъ предметовъ свою грудь. Смертность развившаяся между народомъ, также приписывается ненависти вѣщицъ— ихъ колдовству, подозрѣваемая старуха, будь она невинная, угодитъ въ воду, и если она тонетъ, то ее# признаю сь невиновною, тогда какъ старухѣ ли плавать? поэтому ее выни- маютъ изъ воды, но если старуха плаваетъ поверхъ воды, то есть умѣетъплавать, то ее топятъ, побивая каменьями, какъ собаку. Благодаря только князю Николаю эти всѣ предразсудки въ Черногоріи стали строго преслѣдоваться.


В ѣ щ и ц ы ( Толковый словарь Волшебства и чародейства. 1877 год).
"У меня в померкшей келье — Два меча. У меня над ложем — знаки Черных дней. И струит мое веселье Два луча. То горят и дремлют маки Злых очей".