Вази́ла (или Канькач, или Хле́вник, или Табу́нник, или Ви́сусник) — персонаж, описанный этнографом-мистификатором П. М. Шпилевским в статье "Белорусские народные предания" (опубликована под псевдонимом П. Древлянский в 1846 году) наряду с другими, вымышленными как самим автором, так и народными, мифологическими персонажами. Домашний дух, покровительствующий лошадям.
Описание
ВазилаСогласно Шпилевскому: "Вази́ла — покровитель лошадей. Белорусцы представляют его в человеческом образе, с лошадиными ушами и копытами; в одежде, впрочем, человеческой, — для отличия от Кумельга́на, который весь покрыт лошадиною шерстью. По понятию Белорусцев, всякий хозяин имеет своего Вази́лу, который заботится о размножении лошадей и предохраняет их от болезней и припадков. Вази́ла, говорят, большею частью живет в хлевах лошадиных, но также всегда присутствует и на так называемых ночлегах, когда лошади пасутся большими табунами. На этих ночлегах особенно необходимо присутствие Вази́лы как для предохранения лошадей от нападения волков и других хищных зверей, так — главное — для защищения их от ухищрений непримиримого врага его Кумельгана. Вследствие такого поверья, Белорусские пастухи часто беззаботно проводят ночлег в гулянках или спят, вовсе не присматривая за вверенным им табуном хозяйским и предоставляя лошадей заботливости и бдительности Вази́лы. Они обыкновенно вколачивают на месте ночлега огромный шест и втыкают на него костяк лошадиной головы, думая, что это символическое изображение Вази́лы спасет табун от всех могущих встретиться опасностей. Говорят даже, будто в случае нападения какого-нибудь зверя и даже Кумельгана на табун, лошади по какому-то инстинкту сбегаются на то место, где вколочен шест с головою Вази́лы, и здесь находят себе спасение: потому что ни зверь, ни Кумельган не смеет подойти к этому месту. Белорусские хозяева до того уверены в покровительстве Вази́лы, что часто оставляют лошадей своих на поле, ночью, одних без пастуха, думая, что Вази́ла будет пасти их. Вази́ла паведзе́ (Вази́ла будет водить, руководствовать), говорят обыкновенно в этом случае.
Белорусцы особенно уважают Вази́лу (отчего он, может быть, и называется — Вази́ла) за то, что он, будто бы ночью, привозит на себе какую-то особенную траву и мешает ее в корм лошадиный, от которой лошади крепнут и делаются сильными и рослыми. Не один Белорусский хозяин часто уверяет другого, будто он находит траву эту в яслях и имеет ее на всякий случай... Рассказывают также много случаев, что Вази́ла, будто бы найдя Кумельгана в хлеве, беспощадно его мучит, и что слышен бывает ужасный стук и топот, происходящий от драки Вази́лы с Кумельганом. Вази́ла в большом уважении в Белоруссии, но он не везде известен под одним и тем же именем: где называют его Канькачо́м, где — Хле́вником, где — Табу́нником, а где — Ви́сусником. Поговорка: Спабра́вся, як Вази́ла з Кумельга́ном — Сцепился (т.е. драться), как Вази́ла с Кумельганом; Навази́вся без Вази́лы — Намучился без (помощи) Вази́лы; Ничавjсяньки, бадай Вази́ла — Ничего, лишь бы (был здесь) Вази́ла."
П.Древлянский "Белорусские народные предания" // Рукописи, которых не было. Подделки в области славянского фольклора — М.: Ладомир, 2002
Остальные найденные описания Вазилы в ряде русско- и белорусскоязычных источников, как правило, не содержат ничего сверх приведенного выше текста. Пару строк из этой статьи Древлянского даже просочилось в "Поэтические воззрения славян на природу" Афанасьева:
Вазила (от глагола возить) есть дух — покровитель лошадей; его представляют в человеческом образе, но с конскими ушами и копытами. Всякий домохозяин имеет своего вазилу, который живет в конюшне (сарае), заботится, чтоб водились лошади, оберегает их от болезней, а когда они ходят в табуне — удаляет от них хищного зверя.
А.Н.Афанасьев "Поэтические воззрения славян на природу", т.2, с.40.
Современные исследователи обоснованно считают описание Вазилы — "кабинетной мифологией" — авторским вымыслом П. М. Шпилевского. Тем не менее, это не мешает упоминаниям Вазилы в качестве духа в различных непрофессиональных и любительских публикациях. Также Вазила упоминается или выступает в качестве персонажа некоторых современных литературных произведений (Головачев В. В. "Логово Зверя" и др.)
Вазила
Вазила (конюшник, табунник) — дух-покровитель лошадей, его представляют в человеческом образе, но с конскими ушами и копытами.
По древнему поверию белорусов, всякий хозяин имеет своего Вазилу, который заботится о размножении лошадей и предохраняет их от болезней и припадков. Вазила всегда присутствует и на так называемых ночлегах, когда лошади пасутся большими табунами. На этих ночлегах особенно необходимо присутствие Вазилы для предохранения лошадей от нападения волков и других хищных зверей. Вследствие такого поверья, белорусские пастухи часто беззаботно проводят ночлег в гулянках или спят, вовсе не присматривая за вверенным им хозяйским табуном и предоставляя лошадей бдительности Вазилы.
Вазилы бывают злыми и добрыми, ссорятся между собой, мирятся, а случается, враждуют не на жизнь, а на смерть.
Обратная ссылка: https://mooncatmagic.com/drugie/154/vazila/2152/