Новости: 🔔 Добавлено множество новых, интересных и бесплатных мастер классов 🔔

  • 21 Ноября 2024, 23:18:00


Автор Тема: Вампир  (Прочитано 453 раз)

Элина Зорич

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2032
  • Репутация: 1861
  • Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич
Вампир
« : 26 Февраля 2020, 16:26:55 »
Вампир , упырь (ст.-слав. вѫпырь) — общеславянский мифологический персонаж, покойник, встающий по ночам из могилы; он вредит людям и скоту, пьет их кровь, наносит ущерб хозяйству.

Вера в вампира связана с представлениями о существовании двух видов покойников: тех, чья душа после смерти нашла успокоение на "том свете", и тех, кто продолжает свое посмертное существование на границе двух миров. Представления о вампирах у славян наиболее развиты на Балканах, к с.востоку славянского мира они ослабевают. У юж. славян на верования в вампиров сильно повлияли образы волколака и отчасти караконджула. У вост. славян (прежде всего у русских) персонаж, близкий к вампиру, — заложный покойник. На Украине, западе Белоруссии и юге России смешиваются образы вампира и колдуна. Упоминания о вампирах встречаются в древнерусских письменных источниках начиная с XIV в.. в них сообщается о жертвах (требах), которые приносили "оупиремь" (Срезн.).

Другие названия и этимология
Вурдалак, ламия, "не-мертвый" (undead), полуночник, кровосос, вещий (кошубск.: vieszcy; немецк.: begierig, unbegier, blutsauger), польск.: upior, upierzyca; чешск.: upir, uperice; истриянск.: strigon; белорусск.: вупыр; ст.славянск.: вупырь, упир, упырь, впир, вампера, упирина, упирица, упирjя; литовск.: опойца (wempti, alu wempti, wampiti, vapi, avpi); хорутанск.: pijawica; украинск.: мара; словацк.: mory, mury, morusi, murasi; валахск.: murony; чувашск.: вупар, вопар; татарск. и башкирск.: убыр, увыр; карачаевск. и гагаузск.: обур; тобольско-татарск.: мяцкай, мэцкэй, купкын; индуистск.: ветал, бхут; римск.: стрига, стринга; кроме этого шведские и скандинавскме mara, английские nightmare и голландские neehtmeer являются чем-то средним между вампирами и черными эльфами, хотя само слово nightmare в переводе означает "ночной кошмар" или в другом значении — "инкуб".

Большинство названий вампиров восходят к *opir (или *opyr), не имеющему однозначной этимологии. Одни сближают *opir с сербским глаголом пирити 'дуть' (Фасм. 4:165), что отражает главную особенность облика южнославянского вампира — его раздутость. Согласно другой гипотезе, opir значит 'не преданный огню’ (о — префикс отрицания и руг 'огонь, гореть', ср. греч. apiros 'безогненный’; Этимология 1984:123). Сюда относятся формы упырь (ю.рус.; в ц. и с.рус. р-нах формы с этим корнем неизвестны), вапир, опыр, упир (укр.), упор, вупор (бел.), вампир (болг., серб.), шатра (пол.), ирог (кашуб.), ири (чеш.) и т. п., а также форми с звфемистическими искажениями типа лепир (болг.), ампиер (серб, кучи), орі (пол.). В других названиях вампира подчеркиваются: его связь с миром смерти и умерших — гробник (болг., серб.), дедейко (болг.), morus (пол.) и "бродячесть" — бродник (болг.); его опасные качества — тенац (с.зап. Болгарии, Черногория, из роман. tendere 'противоборствовать’; обладание особым знанием — wieszczy (пол.; его "физическая" природа — плътник (болг. из пльт 'плоть’). На вампира могут переноситься названия других персонажей: дракус (родоп.). В Хорватии и Далмации употребляются названия типа вукодлак, укодлак, вук.

Происхождение вампира
Согласно общеславянским представлениям, вампирами становятся люди, чье рождение, жизнь или смерть сопровождались нарушениями ритуальных или моральных норм. Чаще всего превращение в вампира связано с обстоятельствами смерти человека или с несоблюдением похоронного ритуала. Вампирами становятся люди, умершие неестественной или преждевременной смертью: самоубийцы, умершие от ран, от эпидемических болезней и др. (о.слав.), неоплаканные, неотпетые (карпат.укр., пол., ю.слав.), умершие без исповеди (карпат.укр., пол.)., в темноте (серб.), на чужбине (макед.), во время Святок (макед.), не выполнившие своих прижизненных обязанностей, в том числе не оставившие потомства (макед.), не исполнившие просьбы (карпат.укр., макед.) и др. Юж. славяне считали, что с момента смерти до похорон существует наибольшая опасность превращения в вампира. Это случается, если над телом покойника что-нибудь передадут или уронят (болг., макед., серб.), если через него перескочит животное или перелетит птица (ю.слав.), если на него попадет дождь (болг.), если несущие покойника на кладбище обернутся назад (болг.). Вампирами становятся люди, похороненные на месте упавшей звезды (серб.), а также развратники, убийцы, скупцы, пьяницы и другие грешные люди, колдуны, знахари, чародеи (о.слав.).

В ряде случае в превращение в вампира зависело от судьбы. Считалось, что если в семье подряд рождаются мальчики, то пятый или седьмой сын в семье становится упырем (карпат.укр.); Вампиром становится ребенок, родившийся в сорочке (кашуб.), родившийся или зачатый в злую минуту (карпат., серб.), в субботу или на Святки (серб.). У зап. славян и на Зап. Украине объясняли превращение человека в вампира неправильным поведением родителей: если ребенок был зачат в пост или праздник (карпат.), если беременная посмотрела в церкви на священника, несущего чашу (галиц.), если она прошла между двумя другими беременными (краков.). У юж. славян беременной запрещалось есть мясо животных, задушенных волком, иначе ребенок станет вампиром. Считалось, что вампирами становятся люди с двумя душами или сердцами (карпат., ю.слав.; см. Двоедушник), а также дети, рожденные от вампиров (ю.слав.).

Считалось, что вампирами становятся умершие мужчины, реже — женщины (пол., ю.слав.), особенно молодые (болг.), умершие от родов (макед.), бывшие при жизни знахарками и чаровницами (макед.). Поляки женщину-вампира называют оріса.

Существовала вера в живых вампиров (укр., пол., кашуб., вост. Сербия). Считалось, что это колдуны и двоедушники, чья душа могла на время покидать тело и причинять вред другим людям. Такой вампир прятал свою душу под камень и, пока она там находилась, не мог умереть (укр. харьков.). На Подолье думали, что живой упырь носит на себе мертвого, который сам не может ходить, поэтому без живого не опасен.

Специфически южнославянским можно считать представление о том, что покойник может превратиться в вампира в течение 40 дней после погребения. Если за это время вампир не будет уничтожен, то от выпитой крови приобретет силу и сможет долго жить среди людей, не возвращаясь в могилу. До 40-го дня он остается невидимым (т. н. плътник — болг.), затем его душа обрастает плотью, но без костей (т. н. самсомолец, — болг.), и наконец, у него вырастают кости и он становится вампиром.

Внешний вид
Чаще всего вампир имеет облик конкретного умершего человека, одетого в смертную одежду (о.слав.). Он может оставлять свой саван возле могилы, отправляясь ночью в село (укр., пол.). От обыкновенного человека его отличает ряд аномальных признаков: огромный рост (пол.), огромные голова (пол., болг.) и зубы (болг.), хвост (укр.), под коленом нарост, скрывающий отверстие, через которое вылетает душа (карпат.); у него нет бровей (пол.), носа (болг., серб.), хребта и рук (болг.). Характерная особенность вампира — его необычайно красные лицо (о.слав.) и глаза (укр., болг.). Ср. кашубскую поговорку "Красный, как вампир".. Краснота сохраняется и после смерти от выпитой вампиром крови. Юж. славяне считают, что вампир раздут, как мешок, т. к. у него вместо тела одна кожа, полная крови. Он не имеет костей, поэтому легко пролезает через маленькие отверстия, напр. через замочную скважину. Часто эту раздутость объясняют тем, что из могилы выходит не сам покойник, а дьявол, залезший в его кожу (укр., серб., макед.). Этот мотив известен в полесских быличках о смерти колдуна или ведьмы, в чью кожу залезают черти.

Вампир может принимать облик животного, которое перескочило через его тело перед погребением (болг., серб.), — кошки, собаки, курицы, реже — коровы, белого коня, ягненка, жабы и др. Родственникам он показывается в человеческом облике, а чужим — в образе животного (серб., болг.). Вампир может иметь вид предмета — ползущего полотна или гайды (музыкального инструмента), наполненной кровью (болг.). Вампир показывается в фантастическом виде: человека, носящего свою голову под мышкой (укр., пол.), человека с голым черепом, в котором горит огонь (кашуб.), собаки с человеческой головой (болг.). Юж. славяне считают, что вампир в первые 40 дней после похорон невидим или показывается в виде тени, ветра, имеющих очертания животного или человека.

Иногда по внешним признакам предсказывают превращение человека в вампира. Ими становятся люди со сросшимися бровями, двумя макушками (пол.), родившиеся с двумя рядами зубов (пол)., разговаривающие сами с собой; те, чье тело после смерти раздувается и распухает (ю.слав.), не окоченевает (пол.), у кого после смерти остаются открытыми глаза (болг.), сохраняющие румянец (укр., кашуб.), похороненные с длинными ногтями (болг.). Могила такого покойника растрескивается (ю.слав.), а кони, везущие его на кладбище, на границе села не могут сдвинуться с места (кашуб.).

Живого вампира определяли по следующим признакам: он не отбрасывает тени (ю.слав.), по ночам у него холодное тело (макед.), если он работает мясником, то у заколотой им скотины не бывает крови (макед.). На Зап. Украине спящего вампира, как и ведьму, переворачивали ногами на то место, где была голова. Вампир не может проснуться, т. к. его душа, вылетевшая во время сна из тела, не может найти путь назад. Покойник, ставший вампиром, в могиле лежит лицом вниз (укр., ю.слав.) или на боку (карпат.), тело его не разлагается (о.слав.). Лежа в могиле, он ухмыляется (пол.) и курит трубку (укр.). От убитого вампира остается только лужа крови или студенистое вещество (ю.слав.).


Обратная ссылка: https://mooncatmagic.com/drugie/154/vampir/2153/

Элина Зорич

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2032
  • Репутация: 1861
  • Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич
Re: Вампир
« Ответ #1 : 26 Февраля 2020, 16:27:34 »
Места обитания вампира
Места обитания вампира — его могила, откуда он выходит и посещает свой дом, а также дома тех, с кем был связан при жизни (о.слав.). Территория, на которой действует вампир, чаще всего ограничена своим или несколькими ближайшими к кладбищу селами, т. к. он должен возвращаться в могилу (в.слав., з.слав.). Юж. славяне считают, что вампир, у которого выросли кости, может переселяться дальше от своего прежнего жилья, чтобы его не узнали. Так же как и другая нечистая сила, вампир появляется на дорогах, границах сел, в разрушенных монастырях и других нечистых местах.

Действия вампира
Вампир ходит и вредит людям ночью. После первых петухов вампир должен возвратиться в могилу (о.слав.). Иногда верования в вампира сплетались с представлениями о волколаке, тогда считалось, что существует особый час, когда вампир, независимо от своей воли, должен вредить людям (укр., Далмация, юж. Сербия). Вампир не выходит из могилы в субботу (болг.).

Вампир вредит людям, скоту, хозяйству. Среди людей его нападениям подвержены прежде всего родные и знакомые, маленькие дети, молодожены, молодые люди брачного возраста, женщины, спящие люди (о.слав.). Вампир душит свою жертву или выпивает у нее кровь (о.слав.), нападая сзади (укр.), впиваясь своими острыми зубами и длинным тонким языком (карпат.), поедает покойников (укр.). У людей, задушенных вампиром, бывают черные или синие пятна по телу (болг.). Он подкарауливает, будучи невидимым, ночных путников (болг.), заманивает их светом горящей свечи (кашуб.), ходит по ночному селу с большим мечом, убивая мужчин (серб.). После смерти вампир может свести в могилу всю свою семью (укр., пол., кашуб.), отнять здоровье у родных (карпат.). Лежа в могиле, вампир грызет свое тело, и от этого заболевают и умирают все его родные (кашуб.). Вампир убивает людей, звоня в колокол или выкрикивая имена: кто его услышит — умирает (пол., кашуб.). Считается, что вампир бывает виновником стихийных бедствий, в том числе града, и эпидемий, особенно чумы (укр., серб., болг.). На Украине в XIX в. были известны случаи сожжения во время эпидемий людей, считавшихся упырями.

Вампир пугает людей, заставляет блуждать, заводит в непроходимые места (укр., пол.). Человек, увидевший вампира., становится немым (закарпат.). Степень зловредности вампира могла зависеть от его характера: если при жизни он был злым человеком, то вредит всем своим знакомым, если спокойным, то только посещает родных, не делая им зла (пол.).

Вампир обесчещивает девушек (болг.), сожительструет с женщинами, в том числе со своей вдовой (ю.слав.). Часто это случается, когда человек умирает на чужбине и вампиром приходит к себе домой. Вампир, у которого выросли кости, уехав в другое село, женится на ничего не подозревающей женщине (сюжет многих сербских и болгарских быличек). Дети, рождающиеся от связи с вампиром, сами становятся вампирами (ю.слав.) или вампировигами (серб.), т. е. людьми, способными видеть и убивать вампиров. Дети вампиров не имеют тени (серб. Крушевац), у них большая голова и нет костей (болг.).

Вампир вредит домашним животным (укр., ю.слав.): пьет их кровь (особенно у молодняка), гоняет всю ночь лошадей и коров (болг.), подобно ведьме "отбирает" молоко у коров (укр.). Вампир разоряет хозяйство, уничтожая в нем прибыль: разбрасывает по дому вещи, путает нитки в ткацком станке, разливает воду (ю.слав.). В украинских поверьях вампир часто связан с ведьмами: он бывает старшим над ними (харьков.), возит ведьму на шабаш (Покутье). В Закарпатье верят, что кроме обычного "опира" существует другой, живущий в воде. Он затягивает людей в воду (как водяной, отсутствующий в местных поверьях). В редких случаях вампир может помогать людям по хозяйству, ухаживать за скотом (пол., серб.).

Способы обезвреживания
Центральное место в поверьях о вампире занимают обереги и способы его обезвреживания: огонь, режущие и колющие предметы, предметы и растения-апотропеи, специальные заклинания и молитвы. Основным является строгое выполнение предписаний и запретов при похоронах: покойника ни днем, ни ночью не оставляют одного, не гасят свет в доме, изгоняют животных, через место, где лежал покойннк, избегают переходить в течение трех дней и т. п. В случае, когда опасность превращения в вампира очевидна еще при рождении, т. е. когда ребенок родился в сорочке, необходимо ее сжечь, а пепел дать выпить ребенку вместе с четверговой (освященной в Страстной четверг) водой (кашуб.). Чтобы предотвратить перевоплощение, у трупа протыкают иглой кожу, чтобы дьявол не мог ее надуть, рассекают труп на несколько частей и так хоронят (ю.слав.), подрезают под коленками жилы (укр., ю.слав.), втыкают в пятки острые предметы (ю.слав.), чтобы покойник не мог ходить. Кладут на труп апотропеи: рыболовную сеть, принадлежности очага (серб., болг.). В этом случае, даже если животное перескочило через тело, покойник не станет вампиром. С этой же целью кладут на грудь землю (босн., герцеговин.), под голову — нож (макед), свечным воском наносят на тело крест (хорв.), бросают правый башмак покойника в реку (серб., макед.)  пр. Чтобы покойник не стал вампиром, гроб выносили через окно или через специально вырытай лаз под порогом (карпат., пол.), три раза касались гробом порога (серб.), а на то место, где лежало тело, сыпали пшеницу и лили воду (серб.). Предотвращает превращение в вампира обжигание могилы (болг. опалвансто на гроба): перед восходом солнца женщины на второй или третий день после похорон обкладывают могилу соломой и зажигают ее (серб., болг.). У вост. славян наиболее нзвестным превентивным средством является обсыпание могилы самосейным маком или просом, а также сеяние мака по дороге от дома до кладбища во время похорон. Считается, что покойник не может вернуться в дом, не собрав всех зерен.

Если выясняется, что недавно умерший превратился в вампира, то первостепенное значение приобретают личные обереги, а также охрана дома от его проникновения: чеснок (ю.слав.), крестики из боярышника (ю.слав.), трут, огниво (болг.) и др. Вокруг дома создают магический круг из терновника, терновник укрепляют также в дверях, окнах, засовывают в замочную скважину (ю.слав.), окуривают дом тимьяном (макед.) и пр.

Вампира старались уничтожить, вбивая в его тело или могилу кол — осиновый (в.слав., з.слав.) или терновый (ю.слав.). Могилу разрывали, отрубали умершему голову и клали ее между ног лицом вниз (о.слав.), труп выкапывали и сжигали или перезахоранивали (ю.слав.), лили в отверстие, образовавшееся в могиле, кипяток (макед.) и пр.

Вампиров убивали волки (ю.слав.), собаки-"четвероглазки", т. е. те, у которых над глазами есть светлые пятна (макед., серб.), гром (серб.), а также люди, умеющие видеть вампиров: рожденные во вторник (ю.слав.), суботнице 'рожденіше в субботу’, вампириригийе, а также те, кто имеет специальную траву и держит ее под языком (болг.).

Вампир не может сам переходить реку, поэтому от него избавлялись, заманивая его на другой берег. Часто на могилу приглашали священника, знавшего молитвы против вампиров, или заказывали литургию. Человека, заболевшего после встречи с вампир, вылечивали кровью вампира.

Е. Е. Левкиевская

Дополнительные сведения
Люди часто рассказывают придуманные истории-небылицы о человекоподобных демонах, которые пьют кровь людей по ночам. Большинство легенд о вампирах родились в средние века из-за страха темноты и невежества. Наиболее известна легенда о Дракуле.

Вампиры относится к классу нежити.  Кровь является для вампиров источником силы. Они ненавидят солнечный свет.  Святая вода жжет их плоть словно кислота; домашние животные приходят в ужас от одного их присутствия. Они необычайно сильны и быстры. Умеют оборачиваться летучими мышами. Зеркало не отражает их ликов. Их сердца не бьются, но они не мертвы. Их губы ярко-алого цвета, но лица безжизненно бледны...

Далеко не все вампиры встают из гробов и превращаются в летучих мышей, чтобы перелетать с места на место. (Вероятно, форма летучей мыши — изобретение только Брема Стокера (автор известного всем "Дракулы". До него, согласно фольклору, вампиры обращались в каких угодно животных, но только не в летучих мышей!)

Трансильвания — земля, где то и дело полыхали кровопролитные войны и знать возводила на пологих склонах Карпат свои мрачные замки, — всегда считалась достаточно таинственным местом. Поросшие лесом горные местности населяли глубоко религиозные крестьяне, которые свято верили, что душа может отлетать от тела еще при жизни и путешествовать по миру как птица или любое другое животное. В "Дракуле" Б.Стокер наглядно описывает такую ситуацию: "Среди населения Трансильвании четко выделяются четыре народности: саксы на юге и смешанные с ними валахи (румыны), которые являются потомками даков; мадьяры на западе и шекели на западе и севере. Я где-то читал, что самые глубокие предрассудки рождаются в предгорьях Карпат, как в центре воображаемого водоворота".

Жизнь в центре такого водоворота была сущим адом для трансильванских крестьян, целиком зависящих от урожаев со своих земельных наделов. Эпидемии, зарождавшиеся здесь, с быстротой курьерского поезда распространялись по округе и опустошали целые города и провинции. Эти  страшные события еще больше усиливали веру в вампиров, на которых часто возлагали ответственность за любую смерть.

Беспомощные перед лицом эпидемий, жители закапывали покойников немедленно после смерти, к сожалению, нередко до того, как человек умер и пребывал в состоянии каталепсии, при которой дыхание может прерываться. Несчастные жертвы просыпались в могилах и пытались выбраться наружу. Позднее грабители или обычные жители, встревоженные мыслями о том, что похороненными могут оказаться вампиры, выкапывали их и с ужасом обнаруживали скрюченные тела тех, кто безуспешно пытался выбраться из могильного плена.

Зная уровень образования людей того времени, нетрудно предположить, какой ужас охватывал их, когда  они вскрывали захоронение и видели кровь под ногтями или во рту трупа, разинутом в последнем крике. И  конечно же приходили к выводу, что обнаружен очередной вампир. А уж если гроб открывали, как говорится, вовремя, когда тело еще подавало признаки жизни, все показатели вампиризма были налицо, и кол, воткнутый в грудь, клал конец мучениям несчастного.

Считалось, что полнокровный человек может быстрее оказаться жертвой вампира и сам стать таковым, ибо укус влечет за собой превращение в оборотня (как в случаях с бешеными собаками), но в европейском фольклоре сохранились предания, что некоторые люди проявляли большую склонность к вампиризму, чем другие. К тем, кто жил на дне общества, всегда относились с подозрением, и именно их подозревали в возвращении на божий свет из могилы. Еще подозревали рыжих, родившихся в "сорочке" младенцев, появившихся на свет на рождество и вообще всех родившихся при необычных обстоятельствах или с теми или иными физическими изъянами, например с заячьей губой, деформацией черепа или конечностей. В Греции, где люди в основном темноглазые, те, кто с голубыми глазами, считаются вампирами. Первыми кандидатами на возрождение в качестве кровососов были самоубийцы, так как их отлучила от себя церковь. 

Греческая ортодоксальная церковь распространяла поверье, что тело того, кто отлучен от церкви, не разлагается после смерти до тех пор, пока ему не будет даровано отпущение грехов (в противовес римской католической церкви, чья доктрина утверждала, что не подвержены гниению только освященные тела).

Вера греков в вампиров — их называли вриколкас — была так сильна, что в XIX веке тела усопших выкапывали через три года, чтобы удостовериться, что они обратились в прах. Греки верили, что вриколкас на самом деле
на самом деле не духи умерших, а дьявольские духи, поселяющиеся в теле, когда душа отлетает от него.

Традиционная вера в вриколкас  настолько сильна, в частности, та острове Санторин, где вулканическая пыль сохраняет тела не тронутыми тлением, что у греков возникла даже поговорка "послать вампира на Санторин."

Древние греки хоронили  покойников с оболом (греческая монета) во рту- Она. не позволяла будто бы войти через рот злым духам. А в XIX веке греки сходным образом препятствовали проникновению вриколкас, закрепляя к устам умершего восковой крест.

Венгры и румыны хоронили покойников с серпами у шеи: если труп захочет подняться из могилы, он - сам срежет себе голову. Некоторые наиболее рьяные добавляли еще и серп у сердца — специально для тех личностей, которые при жизни не были женаты и поэтому подвергались риску превратиться в стригоев, то есть в вампиров. Финны, например, связывали руки и наги трупов или же втыкали в могилы колья, чтобы пришпилить тело к земле.

Иногда с вампирами пытались бороться поистине детскими способами. В Восточной Европе вывешивали на окнах и дверях ветви крушины и боярышника последний считался кустарником, которым был украшен венец Иисуса, — вампир напорется на его колючки и не пойдет дальше. Зерна проса, по преданию, также должны был" отвлечь внимание восставшего из гроба вампира: он бросится собирать их возле могилы и забудет о том, кого он наметил себе в жертву.

Хотя считалось, что дыхание вампира зловонно, принято было думать, что сами они не выносят сильных запахов, например чесночного, и в могилы часто клали головки чеснока, вешали вязки его на шеи умерших. И, как прочие злые духи, вампиры всегда боялись серебряных изделий и изображений креста, которые вешали на дверях и воротах, для того чтобы не могли проникнуть в дам бессмертные души. Люди спали, положив под подушки острые предметы, доходило даже до того, что, боясь ночных визитов, раскладывали человеческие фекалии на своей одежде и даже клали себе на грудь.

Если по какой-либо причине трупы были неверно похоронены или амулеты оказывались бесполезными, живые искали виновных — тех, кто, преодолев барьер смерти, вернулся назад,  и убивали их. В некоторых культах сохранялась стойкая вера в том, что лошадь не переступит могилу вампира. Для этой процедуры обычно подбирали одноцветную лошадь, черную или белую, а управлял ею юный девственник.

В Сербии могилами вампира считались любые провалившиеся от старости захоронения. Охотники за вампирами эксгуммировали многие трупы и обследовали их на предмет принадлежности покойников к вампирам — по тому, насколько они разложились. Независимо от метода обнаружения, средства уничтожения вампиров были весьма разнообразными и включали не только осиновый кол, но и сожжение, обезглавливание, а то и сочетание всех трех способов. В странах Восточной Европы в старину вскрывали могилу подозреваемого в вампиризме, набивали ее соломой, протыкали тело колом" а потом все поджигали. Часто от трупа отделяли голову, используя для этого лопату могильщика. Голову затем помещали у ног покойника или возле таза и для надежности отгораживали от остального тела земляным валиком. Болгары и сербы помещали возле пупка ветки боярышника и обривали все тело, за исключением головы. Кроме того, разрезали подошвы ног и клали ноготь позади головы.

Когда кол пронзал тело вампира, свидетели часто отмечали некие звуки, чаще всего хрипы, а также излияния темной крови. Звуки возникали обычно из-за того, что выходил остававшийся в легких воздух, но это воспринималось иначе: значит, считалось, тело живо и оно принадлежит вампиру! Раздутое тело в гробу и следы крови во рту и в носу сегодня считаются обычными признаками разложения примерно через месяц после смерти — как раз именно в этот период большинство трупов подвергалось эксгумации с целью выявления вампиров.

Многих вампиров и им подобных существ нередко обвиняли в том, что от них беременеют женщины. Вера в ужасных инкубов и суккубов — мужских и женских духов, посещающих людей по ночам и заставляющих пускаться с ними в изнуряющие сексуальные игры, — была тесно связана с вампиризмом. Кровожадные ламии из древнегреческих легенд сексуально изматывали своих жертв, прежде чем выпить их кровь.