Новости: 🔔 Добавлено множество новых, интересных и бесплатных мастер классов 🔔

  • 22 Ноября 2024, 05:57:07


Автор Тема: Крикса  (Прочитано 543 раз)

Элина Зорич

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2032
  • Репутация: 1861
  • Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич Элина Зорич
Крикса
« : 28 Февраля 2020, 15:29:58 »
Крикса, (крыкса, крикса-варакса, крикливец) — детская болезнь, сопровождающаяся раздражительностью и плаксивостью; фантастическое страшилище, бука, которым пугают детей. Это такж ночной демон, который главным образом нападает на детей и не давёт им спать. Крикса аналогична болгарской и сербско-хорватской вештице, схожа с восточнославянскими полуночником и полуночницей, плачкой, бабицей, морой, ночницей-переночницей,  которые являются персонификацией ночной бессонницы или болезни у детей.

Крикса об. о ребенке, плакса, рева,  крикуша.  Криксы  мн.  вор. болезненное сост. младенца, который много  кричит.
Толковый словарь живого великорусского языка. В.И.Даль.
Ср. диал. криксы — "плач младенца", крикса - "рева, плакса", а также Криксу и звезду Криксу, защищающую от бессонницы младенца (интересно, что и звезда-защитница, и существо, от которого она защищает носит одно имя.

Вряд ли кто-то может сказать, как они выглядели, потому что дневного света они не любили и прятались днем в самой глухой лесной чаще, под пнями, корягами, куда солнце никогда не заглядывает. Криксы существа, невидимые или похожие на летучих мышей, блуждающие огни, реже — женщины в черной одежде. Крикса представлялась в виде махонького зверька: "и не видать, как проскочит".

Считалось, что криксы проникают в дом, стоят у изголовья или забираются в колыбель; бьют, щиплют ребенка; дают младенцам грудь и отравляют их своим молоком или сами сосут грудь ребенка.

Особенно опасна она не в полночь, а на закате солнца, когда легко пристает к спящему в это время человеку, поэтому считалось вредным спать вечером. Поэтому с давних времен есть такое поверье, что нельзя спать на закате солнца не только детям, но и взрослым. К беспомощно лежащему, спящему человеку или ребенку легко могли пристать злые ночные духи. Матери старались, чтобы их дети не спали на закате солнца, но если крошка спал особенно сладко и безмятежно, и будить его не хотелось, то в колыбельку просто клали предметы, отгоняющие бессонницу: корочку хлеба, не острый нож, веточку чертополоха или полыни.

С наступлением сумерек ночные духи "набирали силу" и начинали кружить вокруг дома, где был младенец, чтобы, воспользовавшись любой оплошностью взрослых, пробраться к ребенку. Они могли пристать к детским вещам, пеленкам, которые сушились уже после захода солнца. Запрещалось вывешивать детские вещи после вечерней зорьки и тем более оставлять их на ночь. И ещё — не вешать детские вещи наизнанку, то есть стороной одежды, которая непосредственно соприкасается с телом ребенка.

Если это не помогало и ребёнок начинал кричать и плакать, то говорили: "Крыксы замаяли парнишонка: не знаю, што и делать" (Костр.); "На мальчика криксы напали" (Тульск.). Затем крикс "откликали", посылали их туда, откуда пришли:

Криксы- вараксы!
Идите вы за крутые горы,
За темные леса от младенца (имя).

Чтобы "вынуть" криксы, знахарки просили помощи и у солнечной зари. Если младенец очень часто кричал, его выносили на улицу три зари подряд и, обращаясь утром на восток, а вечером на запад, просили зарю забрать криксы:

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа,
Заря-заряница, заря, красная девица!
Возьми криксы и плаксы,
Денные и полуденные,
Ночные и полуночные, часовые, минутные,
полуминутные
От раба Божьего (имя).

Криксы можно было "отдать" и дереву, особенно такому, которое славилось своей жизненной силой и крепостью, или "посвататься" к дубу: поднеся к нему ребенка, сказать:

Дубочек-браточек,
Посватаемся, побратаемся!
Есть у тебя дубочки-браточки,
А у меня внучка (имя).
Твоим дубочкам листьями колыхать,
А моей внучке (имя) спать-отпочивать.

Если ребенок продолжал кричать, надо нести его в курник и, качая, приговаривать: Заря, заряница, красна девица, возьми свою криксу, отдай нам сон (говорят, купая младенца под насестью, чтобы он не плакал).

На Украине и в Белоруссии считали, что и ведьмы могут наслать на ребенка криксы и плаксы. Такие криксы проникaют в дом, стоят у изголовья или зaбирaются в колыбель; бьют, щиплют ребенкa; дaют млaденцaм грудь и отрaвляют их своим молоком или сaми сосут грудь ребенкa.

Из стрaхa перед ними мaтери остерегaлись после зaходa солнцa остaвлять нa дворе пеленки, выходить из домa с ребенком, применяли рaзличные обереги для колыбели, не купaли детей и не стирaли пеленок и белья в "ночной" (простоявшей ночь) воде.

Проявления насланной ведьмой порчи бывают разные. Порченый ребенок страдает бессонницей и "криксами" — беспрерывно и взахлеб плачет, особенно по ночам.

Чтобы избавить ребенка от ночного плача, вызванного "криксами", "ляком", три раза обносили под лавкой, где был покойный, воду в стакане и давали ее пить ребенку (Житомир., Червона Волока), просили столяра сделать колыбель из доски, хотя бы часть которой была использована для изготовления гроба (пол. добжин.).

Для изгнаяия болезни кричали через окно: чтобы вылечить "криксы" у ребенка, мать в каждое окно дома кричала отгонную формулу (в.укр.).

Изгоняли ночниц с помощью особых зaговоров:
Из дремучих дрем, от спящих лесов, идет Мaти Пресвятaя Бо городицa. Нaвстречу ей криксы-ночницы. Спрaшивaет Свя тa Мaтерь: "Кудa вы пошли, криксы-ночницы?" Отвечaют оне: "Мы пошли к дитю свет Вaрвaре". Говорит тaки словa Мaти Пресвятaя Богородицa: "А подите-ко вы мимо дрем дремучих, во вольную сторону, ко пням-мхaм, где ести-пити приготовлено вaм!"

Матери приносили детей, страдающих ночницей, или криксой, на заре к овину и умывали росой, приговаривая:
— Господи Владыко! Возьми с младенца крик и вопь, а дай ему тихого ангела!

В старые времена чаще призывали в таких случаях именно "батюшку овинника". У этого духа, как и у многих других, есть какие-то "старшие", которые могут им приказать. Иногда это колдун, а порою — и сам нечистый дух. И все-таки овинник возбуждал не столько страх, сколько уважение, — ведь это был хранитель главного крестьянского богатства — хлеба.

Упоминание о криксах имеется и в литературных проихведениях: "Криксы-вараксы скакали из-за крутых гор, лезли к попу в огород, оттяпали хвост попову кобелю, затесались в малинник, там подпилили собачий хвост, играли с хвостом" (А.М. Ремизов. "Сказки").


Обратная ссылка: https://mooncatmagic.com/drugie/154/kriksa/2220/


Комментариев по этой теме нет. Хотите быть первым?