Коще́й (Кащей) — демонический персонаж восточнославянской мифологии, злой чародей. В народных русских сказках - мифическое существо: худой, костлявый старик, обладающий тайной долговечности, богатый и злой.
Слово "Кащей" происходит от тюркского "kosdi", означающего "раб, пленник", и заимствовано славянами в период ранних контактов с тюркскими кочевниками.
Впервые на Руси слово "Кощей" упоминается в поэме "Слово о полку Игореве" в конце XII века. Так ее автор обозвал половецкого хана Кончака, к которому в плен попал князь Игорь.
В словаре русского языка В. Даля "Кащей" пишется через "а". И объясняется почему. "Кащей", по мнению Даля, происходит от слова "кастить", что означает "грязнить, гадить, пакостить, марать, сорить, бранить, сквернословить". "Касть" – это пакость, мерзость, гадость, скверна...
Есть так же версия, что слово "кощей" восходит к "кощун", что означает уже колдуна. Действительно, стать бессмертным мог только всемогущий маг, ну или человек, который обратился за помощью к демоническим силам.
Не менее интересны и значимы эпитеты, сопровождающие имя персонажа, а нередко воспринимающиеся как его неотъемлемая часть. Это определения "поганый", "бездушный", "бессмертный". Все они с точки зрения мифопоэтического сознания позволяют квалифицировать Кощея как существо, принадлежащее "иному" сказочному миру. Эпитет "поганый" указывает на противопоставление Кощея миру "святому", христианскому, которое отражает элементы традиционного мировосприятия, касающиеся религиозной сферы на определенном этапе исторической действительности. В эпической же реальности, где воспроизводятся архаичные представления о "своем" и "чужом", он является признаком, характеризующим персонажей "чужого" мира. Определения "бездушный" и "бессмертный" называют отличительные признаки Кощея, которые отражают мифологическую природу его образа и — более узко — его потустороннее происхождение.
В старославянских па мятниках слово "кощь" ("кошть") попадается исключительно в значении: сухой, тощий, худой телом — и, очевидно, стоит в ближайшем родстве со словом "кость", как прилагательное к существительному; глагол же "окостенеть" употребляется в смысле: застыть, оцепенеть, сделаться твердым, как кость или камень, от сильного холода. На основании этого можно думать, что название "Кощей" принималось сначала как эпитет, а потом и как собственное имя демона — иссушителя дождевой влаги, представителя темных туч, окованных стужею; в зимнее время года тучи как бы застывают, превращаются в камни и не дают более плодоносных дождей, а вследствие того и сама земля лишается своей производительной силы. До сих пор именем Кощея называют старых скряг, иссохших от скупости и дрожащих над затаенным сокровищем (золотом солнечных лучей и живительною влагою дождя); народная сказка приписывает ему и обладание гуслями-самогудами, которые так искусно играют, что всякий невольно заслушивается их до смерти.
На восприятие Кощея Бессмертного как представителя "иного" мира, мира смерти, указывают характеристики его местопребывания. Самое древнее имя его "кощун", а обитал он в потустороннем, "кощьном", царстве. Было такое слово — кощюнить, то есть колдовать, а кощюнник — волшебник. Кощьное царство — тьма кромешная, преисподняя. Потому и живет сказочный Кощей где-то "прикрай свету", на "стеклянных горах", во дворце с золотыми окнами и хрустальными дверьми, полном самоцветных каменьев, алмазов, бирюзы и жемчуга. Очень это похоже на северные земли, где льды и айсберги.
Кощей, этот костлявый, как скелет, скупец и скряга, всю жизнь сидит на черной горе и корпит над своею золотой казной. А черная гора — это мрачная туча небесная, приносящая ледяные вьюги и град, побивающий Землю. Золото, которое Кощей от людей прячет, — золотой свет солнца, его животворное тепло, которое рушит скалы льда, будит природу, пробуждает ее после долгого зимнего сна.
Есть у сказочного Кощея и чародейная дудка, коей повелевает он ветрами зимними, буйными, буранами и метелями снежными, затмевающими белый свет. А у Бабы-Яги — волшебный свисток, вызывающий злых духов. Лишь подуют злые духи в кулак, и приходит зима с морозом невиданным.
В народе про Кощея говорили, что сам он с ноготь, борода с локоть, а бич в семь сажен. Этим бичом — молнией, своими изломами похожей и на Змея Горыныча, Кощей Бессмертный поражает всякого, кто посягнет на его богатство, все вокруг леденеет и костенеет, сковывается земля ледяным холодом, омертвляются, обсыпаются деревья инеем.
Посмотрим на другие характеристики персонажа, восходящие к древним мифологическим представлениям. Во многих сказках Кощей Бессмертный не ходит, не ездит, а летает, подобно птице или вихрю, чем напоминает Змея Горыныча. Полет Кощея вызывает бурные изменения в состоянии природы: "Вдруг гром гремит, град идет, Кощей Бессмертный летит". Причем нередко передвижение Кощея в воздухе приводит к разрушительным действиям в природном пространстве: "листья с деревьев полетели, ветер ужасный <…> Кащей летит".
Кощей Бессмертный наделяется в сказках огромной силой. От одного его дыхания герои-богатыри "как комары летят". Кощей способен поднимать меч "в пятьсот пудов", биться с героем целый день и побеждать. В некоторых сюжетах он, как и Баба-Яга, из спин сильных богатырей вырезает полосы-"ремни". Вместе с тем сила Кощея небеспредельна. Более того, как видно из сказок, и его сила, и он сам при определенных обстоятельствах могут быть уничтожены. В некоторых сказках Кощей появляется в повествовании как пленник. Причиной его пленения является незадачливое сватовство к героине — будущей жене главного героя. Героиня-невеста оказывается сильнее Кощея Бессмертного, что подтверждает и ее необычное происхождение. Она засаживает Кощея в погреба "за приступки"-ухаживание или за то, что тот сшил ей башмаки меньше, чем нужно. В темнице он много лет (тридцать шесть) висит на двенадцати цепях, стоит на огненной доске, горит в огне или сидит в кипящем котле и не получает никакой пищи. О мифологической природе Кощея свидетельствует то, что он, вися на волоске, горя в огне или кипя в котле, не умирает: ведь он бессмертный. Изнемогая от голода и жажды, Кощей лишь теряет свою необыкновенную силу. Правда, она возвращается к нему, стоит лишь ему напиться воды.
Кощею Бессмертному в сказках приписывается необыкновенное обжорство, которое, вероятно, способствует поддержанию его силы. Он, например, съедает обед, приготовленный на трех героев-богатырей, разом может выпить ведро и даже бочку воды или вина, съесть полбыка. Непомерная прожорливость сближает его образ с мифологическими представлениями о смерти, сущность которой характеризуется постоянным чувством голода.
Как сказочный персонаж, принадлежащий "иному" миру, Кощей Бессмертный является владельцем не только несметных богатств, но и чудесных вещей. Так, у него есть волшебный меч Сам-самосек, есть и необыкновенный конь. Конь Кощея Бессмертного наделен разными фантастическими способностями. Он является вещим: трижды предупреждает своего хозяина о том, что его пленницу увез Иван-царевич. Другая способность коня — невообразимая скорость; фора, даваемая герою-беглецу конем, описывается в сказке с помощью перечисления процессов выращивания и обработки хлеба, которые в реальной действительности захватывают почти все время годового цикла: "Можно пшеницы насеять, дождаться, пока она вырастет, сжать ее, смолотить, в муку обратить, пять печей хлеба наготовить, тот хлеб поесть, да тогда вдогонь ехать — и то поспеем" — или: "Можно ячменю насеять, подождать, пока он вырастет, сжать-смолоть, пива наварить, допьяна напиться, до отвала выспаться да тогда вдогонь ехать — и то поспеем!"
Обратная ссылка: https://mooncatmagic.com/drugie/154/koshchey/2217/