Былички — краткие народные рассказы о встрече человека с нечистой силой, имеющие установку на достоверность. Этим былички отличаются от сказок, где вымысел и фантастичность нередко постулируются сказителем. Термин былички употребляется преимущественно в русской фольклористике; введен Б. М. н Ю. М. Соколовыми ("Сказки и песни Белозерского края", 1915 г.). В аналогичном или близком значении употребляется название бывальщина (Даль).
Установка на достоверность повествуемого обусловливает присутствие бытовых деталей реальной повседневиости в быличках, на фоне которой действуют мифологические персонажи. Это же нередко определяет национальный колорит, близкое к моменту рассказа время и конкретное место действия (в отличие от сказочного "в некотором царстве, в некотором государстве жили-были"), обычно известное рассказчику и слушателям, наконец, и форму сообщения: как правило, былички имеют характер свидетельского показання. Свидетель зачастую оказывается пассивным наблюдателем происходящего, описывающим внешность мифологического персонажа, обстоятельства его появлення, его действия, в то время как активним героем является сам персонаж, сама нечистая сила.
Набор мифологических персонажей различен у разных славянских народов, хотя наблюдается и определенная общность, и это отражено в быличках. Так, в восточнославянских быличках выступают леший, водяной, русалка, полевик, полудницы, домовой, банник, гуменник, овинник, подовинник, хлебник, клетник, дворовой, черт, змея, ведьма, колдун, ходячий покойник и др. Большинство этих персонажей могло принимать разные облики — антропоморфный или зооморфный (иногда смешанный — антропо-зооморфный). Напр., русалки в русских быличках почти всегда антропоморфны, имеют вид простоволосых женщин, как и полудницы, отличительной чертой которых является не внешний вид, а время появлення и действия (полдень); лешие же, водяные и домовые также и зооморфны и появляются не только в виде стариков, маленьких человечков (леший может быть и огромного роста), человека в белом, знакомого или хозяина (домовой), но и в виде собаки, кошки, свиньи, крысы, а также рыбы (водяной). Особенно разнообразен в быличках внешний облик домашних духов — домового, кикиморы, гуменника и др. Домовой помимо указанных видов бывает теленком, бараном, курицей, черным зайцем, жабой, медведем; кикимора — мужиком, ребенком, быком, козленком, овечкой, уткой, а банник — не только голым человеком или стариком, женщиной, но и белой коровой, теленком, жеребенком. Банник в быличках не совсем домовой дух, как и гуменннк (человек в белом, старик, баба с ореховым кустом, журавль), — они противопоставлены домовому, но истинным антиподом домового является черт, который хотя и может гнездиться в доме или приходить в дом, но в принципе на земле он вездесущ и, в отличие от других мифологических персонажей, не привязан к определенному локусу, хотя его излюбленные места — болото, ивняк, ущелья и пропасти, т. е. нечистые места. В быличках черт появляется во многих из указанных обликов, при этом он может их часто и быстро менять, нередко в конечном счете превращаясь в вихрь. Вихрем могут быть и домовой, и леший, и ведьма. Для ведьмы в быличках типичны разные зооморфные воплощения: свинья, собака, кошка, теленок, кролик, медведь, волк и др. Все эти персонажи в быличках наделены характерными действиями, многие из них пугают людей; леший хохочет, заводит в дебри, крадет детей; русалки щекочут до смерти, пляшут, поют песни, расчесивают свои волосы, качаются на деревьях; водяной топит, похищает детей и взрослых, угоняет лодки; полевик и полудница, подобно лешему, манят и водят людей или гонят их с межи, а домовой часто "хозяйничает" по ночам в доме, ищет еду, разбрасывает неубранную посуду, давит человека, мучает скотину, подчас губит ее, а подчас ухаживает за ней, если она "в масть". Домовой может наказать и наградить хозяев в зависимости от их поведения, предсказать им будущее, предупредить об опасности. Помощником по хозяйству может быть и кикимора, которая обладает и опасными свойствами — иногда она давит и губит человека, мучает скотину. Банник же способен содрать с человека кожу, подменить ребенка, но в некоторых случаях и защитить от другой несчистой силы.
От перечисленних мифологических существ и демонов есть разные способы защити. К ним относятся крест, молитва, брань, печеные лепешки, очерченный круг, а также чертополох. Лешего можно убить медной пуговицей, хлебным мякишем, откупиться от него табаком, вещью, переданной через левое плечо. Домовой боится козла, свечи, ремня; живущий в риге рижный опасается медведя; кикимора, как и домовой, боится четырех осиновых кольев, забитых в углах избы или в подполье.
Из перечисленних и им подобних мотивов складываются, как правило, одноэпизодные сюжеты быличек. Очень часто это — неожиданная встреча с мифологическим персонажем, описание его внешнего вида, какого-либо его действия и исчезновения в результате применения апотропейных средств и без них. При этом, как уже отмечалось, реалистически описываются место встречи, детали ситуации до встречи, до появлення нечистой сили, ситуации бытовой и обыденной.
Таким образом, для быличек типичен момент внезапности события, элемент страха перед возникшей ситуацией, иногда и трагичности происшедшего, нередко момент мгновенного раскрытия чего-то невидимого, сокровенного, потустороннего, но, по свидетельству "очевидца" или последующего рассказчика, никак не вымышленного, фантастического, а лишь сверхьестественного.
Национальний репертуар быличек находится в прямой зависимости от демонологических представлений и — шире — от поверий, связанных с отношением человека к природе и к аграрному труду того или иного славянскопо этноса. В польских быличках самыми популярными персонажами являются богинки, дикая женщина, водяной, клобук, краснолюдки, полудница, стригонь, мара, планетник, подменыш, блуждающие огни и др. Так, антропоморфные богинки (их обычно три) похищают рожениц и убегают с ними в поле, где одна из них, старая и хромая, сообщает похищенной женщине способ спасения, а моры, которых тоже три, душат людей и нередко беседуют друг с другом о своем тяжком ремесле, разговор подслушивает странник, ночующий в чужом доме. В других случаях моры или зморы могут, принимая облик какого-либо предмета (яблока, соломинки), животного или человека, душить ночью людей, калечить их, а иногда и общаться с ними, напр. приходить к ним на завтрак. Стригонь-упырь может по ночам выходить из могилы, залезать на колокольню, звонить и выкрикивать имена своих близких, накликая тем самим на них смерть, или стучать в окна, где живут близкие, звать их и в случае ответа забирать их на "тот свет". Дикая женщина появляется в поле или в огороде, чтобы пожрать все, что там растет, и тогда хозяин может привести ее домой или иэбить и прогнать, предварительно выставив один сапог, в который она сует обычно обе ноги и так образом в нем застревает.
Для южнославянской традиции характерны былички о сербских вилах, болгарских и македонских самовилах молодых красивых девушках-духах, живущих обычно на полянах высоко в горах, возле горных озер, владеющих родниками, купающихся в воде, танцующих в хороводе и буйствующих на своих игрищах, чаще всего после полуночи. Юнаки и пастухи встречаются с вилами, иногда вступая с ними в бой. Былички о вилах отчасти схожи с быличками о восточнославянских русалках. Другой популярний персонаж в быличках юж. славян — хала, огромное зооморфное существо, схожее с драконом или змием, обладающее сверхъестественной силой и прожорливостью и способное предводительствовать грозовыми тучами. С ними могут бороться люди и быки, но они сами могут превращаться в людей и животных. Былички о халах изобилуют топонимическими подробностями (место встречи с халой или ее гибели и т. п.) и "фактическими" деталями.
Ряд южнославянских быличек посвящен святочным караконджулам, появляющимся у воды и уходящим в воду подобно севернорусским шуликунам. У сербов и болгар известны былички о море — злом духе, чаще всего в облике женщины, удушающей по ночам людей. У юж. славян известны также былички о лесных, водяных и домашних духах.
Обобщающим персонажем нечистой сили у всех славян является черт, с которым связано очень большое число славянских быличек. Некоторые из них, не содержащие "свидетельств" достоверности и уточняющих указаний локуса и времени происшествия, но имеющие развернутый и занимательный сюжет, относятся уже к сказкам.
Былички во многих случаях служат основным источником характеристики персонажей славянской народной демонологии и мифологии.
Н. И. Толстой
Обратная ссылка: https://mooncatmagic.com/drugie/154/bylichki/2151/